HRP-N3 - серия источников питания с максимальной пиковой мощностью в 350% от MEAN WELL

Электронный коммутатор зажигания для скутера

Журнал РАДИОЛОЦМАН, сентябрь 2013

Андрей Барышев, г. Выборг

При разработке данной схемы ставилась задача сделать компактную универсальную плату коммутатора, которая позволяла бы быстро и без перепайки деталей повторить разные варианты существующих промышленных образцов, из тех, которые можно купить в магазине. Выглядят они все примерно так, как показано на Рисунке 1.

Выбираем схему BMS для заряда литий-железофосфатных (LiFePO4) аккумуляторов

 
Рисунок 1. Внешний вид и «начинка» коммутаторов.


Основной недостаток этих коммутаторов – низкая надежность. При этом ремонтировать их не представляется возможным, поскольку сама электронная плата в корпусе залита компаундом.

В Интернете можно найти множество вариантов электронных схем таких коммутаторов, и различия их, в принципе, незначительны. Каждый производитель делает схему под свой тип двигателя. На Рисунке 2 приведено несколько примеров таких схем.

 
Рисунок 2. Варианты схем электронных коммутаторов.  
 

Все эти схемы можно в изобилии найти в Интернете, как правило, без подробных описаний и конкретных примеров применения. Как видно, схемы различаются, в основном, наличием или отсутствием RC-элементов в цепи управляющего электрода тиристора и количеством диодов, что позволяет получать различные параметры управляющих импульсов и, таким образом, менять угол опережения зажигания в зависимости от оборотов двигателя.

В данной статье приведен пример универсальной платы такого электронного коммутатора, позволяющей с помощью подстроечных элементов подобрать подходящий вариант без перепайки схемы. После настройки схемы с конкретным типом двигателя в различных режимах его работы все подстроечные элементы нужно будет заменить на постоянные, подобрав соответствующие номиналы.

 
Рисунок 3. Принципиальная схема электронного коммутатора.

В схеме (Рисунок 3) использованы диоды 1N4007 (1000 В, 1 А) или любые с аналогичными параметрами, отечественный тиристор типа КУ202Н (можно поставить импортные, например 1N4202, BT151-400…800, TYN1012, 2P4M; они меньших размеров, и их выводы припаиваются к соответствующим проводникам печатной платы).

Для подключения внешних элементов (конденсаторов и дополнительного диода 1N4007) удобно использовать любые малогабаритные разъемы. На схеме они обозначены J1 … J4. Допустимое напряжение конденсаторов С, как и С1, должно быть не менее 400 В.

 
Рисунок 4. Внешний вид прототипа электронного коммутатора.  

Следует иметь в виду, что печатная плата устройства, показанного для примера на Рисунке 4, рисовалась без учета цоколевки реального разъема, которого на тот момент просто не было под рукой, поэтому разъем был установлен позже с обратной стороны платы (со стороны печатных проводников). Ниже приведен «нормальный» вариант платы (Рисунок 5), с учетом цоколевки, поэтому стандартный разъем на ней следует устанавливать со стороны деталей. Расположение деталей на печатной плате показано на Рисунке 6.

 
Рисунок 5. Печатная плата коммутатора (размеры 40 × 60 мм). Рисунок 6. Расположение деталей на печатной плате коммутатора.

Необходимо еще раз напомнить, что схема разрабатывалась как отладочная, поэтому для ее использования в реальных уличных условиях после всех настроек и регулировок следует заменить подстроечные элементы на постоянные с такими же или наиболее близкими номиналами и поместить плату в подходящий герметичный корпус, либо залить эпоксидной смолой или каким-нибудь другим изолирующим компаундом.

Электронные компоненты. Бесплатная доставка по России
Для комментирования материалов с сайта и получения полного доступа к нашему форуму Вам необходимо зарегистрироваться.
Имя
Фрагменты обсуждения:Полный вариант обсуждения »
  • Спасибо за статью, вот бы ещё описание параметров подстройки подстроечников, кто за что отвечает
  • При разработке этой схемы ставилась задача сделать простой вариант с возможностью оперативной подстройки под конкретный двигатель (попросил друг-байкер, который пробовал разные китайские варианты и не мог подобрать оптимальный вариант для себя). Поскольку никаких конкретных параметров, нужных ему, он назвать не мог, я не углублялся особенно в "теории" - посмотрел разные схемы, какие смог найти, и просто сделал универсальный вариант. При помощи регуляторов (подстроечных резисторов) эта схема позволяет реализовать практически любую схему из тех, например, которые приведены в начале этой статьи. Потому что они отличаются друг от друга лишь номиналами элементов (или же их наличием или отсутствием). Сам я эту схему не использовал, потому что не являюсь мотоциклистом ;-)). Друг-байкер ее поставил и настраивал уже на своем работающем агрегате. Насколько я знаю, он ее до сих пор использует. Я же с тех пор к этой теме больше не возвращался. Могу лишь сказать, что там, в принципе, обычные RC-цепи, которые определяют частоту следования импульсов и их форму. С уважением, Андрей
  • Собрал схему. Резаки все в среднем положении. Завёлся с пол тычка и дальнейшей настройки не понадобилось. БОЛЬШЁЕ СПАСИБО!!! СХЕМА РАБОЧАЯ НА 100%