Altinkaya: турецкие корпуса для РЭА

Зарядно-десульфатирующий автомат для автомобильных аккумуляторов

А.Сорокин
Радиолюбитель 10, 1998

Давно уже известен тот факт, что заряд электрохимических источников питания асимметричным током, при соотношении Iзар : Iразр = 10:1, в частности кислотных аккумуляторов, приводит к устранению сульфатации пластин в батарее, т.е. к восстановлению их емкости, что, в свою очередь, продлевает срок службы батареи.

Не всегда есть возможность находиться возле зарядного устройства и все время контролировать процесс зарядки, поэтому зачастую либо систематически недозаряжают батареи, либо перезаряжают их, что, конечно же, не продлевает срок их службы.

Из химии известно, что разность потенциалов между отрицательной и положительной пластинами в аккумуляторной батарее составляет 2,1 В, что при 6 банках дает 2,1 х 6 = 12,6 В.

При зарядном токе, равном 0,1 от емкости батареи, в конце заряда напряжение повышается до 2,4 В на одну банку или 2,4 х 6 = 14,4 В. Повышение зарядного тока ведет к повышению напряжения на аккумуляторе и повышенному разогреву и кипению электролита. Заряд же током ниже 0,1 от емкости не позволяет доводить напряжение до 14,4 В, однако длительный (до трех недель) заряд малым током способствует растворению кристаллов сульфата свинца. Особенно опасны дендриты сульфата свинца, "проросшие" в сепараторах. Они и вызывают быстрый саморазряд батареи (с вечера зарядил аккумулятор, а утром не смог запустить двигатель). Вымыть же дендриты из сепараторов можно только растворением их в азотной кислоте, что практически нереально.
 

Выбираем схему BMS для заряда литий-железофосфатных (LiFePO4) аккумуляторов

Зарядно-десульфатирующий автомат для атомобильных аккумуляторов

Путем длительных наблюдений и экспериментов была создана электрическая схема, которая, по мнению автора, позволяет довериться автоматике. Опытная эксплуатация в течение 10 лет показала эффективную работу устройства. Принцип работы заключается в следующем:

  1. Заряд производится на положительной полуволне вторичного напряжения.

  2. На отрицательной полуволне происходит частичный разряд батареи за счет протекания тока через нагрузочный резистор.

  3. Автоматическое включение при падении напряжения за счет саморазряда до 12,5 В и автоматическое отключение от сети 220 В при достижении напряжения на батарее 14.4 В.

Отключение - бесконтактное, посредством симистора и схемы контроля напряжения на батарее.

Важное достоинство метода заключается в том, что пока не подключена батарея (автоматический режим), блок не может включиться, что исключает короткое замыкание при замыкании проводов, подводящих зарядный ток к аккумуляторной батарее.

При сильно разряженной батарее включение блока возможно посредством переключателя "АВТОМАТ-ПОСТОЯННО".

Еще одно очень важное достоинство - отсутствие сильного "кипения", что в совокупности с автоматическими отключением и включением позволяет оставлять включенное устройство без присмотра на длительное время. Автор про-экспериментировал с двухнедельным режимом постоянного включения в режиме "АВТОМАТ".

В целях пожарной безопасности необходимо, чтобы зарядное устройство было в металлическом корпусе, сечение подводящих проводников к батарее - не менее 2,5 мм2. Обязателен также надежный контакт на клеммах батареи.

Напряжение сети 220 В подается через предохранитель FU1 и симис-тор VD1 на первичную обмотку силового трансформатора. Со вторичной обмотки переменное напряжение U2=21 В выпрямляется диодом VD3 и через балластный резистор R8 сопротивлением 1,5 Ом поступает на клемму "+" батареи, к которой подключены вольтметр РА1 на 15 В, тумблер SA2 "ВКЛ. ДЕСУЛЬФАТАЦИЯ" и схема контроля и управления, представляющая собой триггер Шмитта с гистерезистором около 1,8 В, определяемым падением напряжения на диодах VD5, VD6 и переходе база-эмиттер транзистора VT2. Транзистор VT1 при напряжении на аккумуляторе 12,6 В включается, и через оптрон VD4 включает симистор VD1, что приводит к включению трансформатора Т1 и подаче напряжения на заряжаемый аккумулятор.

Подключение тумблером SA2 резистора R5 обеспечивает асимметричность формы зарядного тока. Светодиоды VD8 и VD7 индицируют включение блока в режимы "ДЕСУЛЬФАТАЦИЯ" и "ВКЛ." соответственно. Резистором R7 устанавливается момент отключения блока при напряжении на вольтметре 15 В (0,5 В падает на подводящих проводах). Мостик VD2 обеспечивает включение симистора на обеих полуволнах сетевого напряжения и нормальную работу трансформатора. Тумблер SA1 служит для включения режима "ПОСТОЯННО".

Детали. Силовой трансформатор - Р=160 Вт, Uii=21 В, провод - ПЭВ-2-2,0. R8 - проволочный (нихром) диаметром 0,6 мм. R5 - ПЭВР на 10...15 Вт. Диод VD3 - любой из Д242...Д248 с любым буквенным индексом на радиаторе площадью S=200 см2. Остальные резисторы типа - МЛТ, СП; симистор - КУ208Н, без радиатора. S1 - любой, например МТ1. S2 - ТВ1-1. HL1 -любая лампа на 12 В. РА1 - измерительная головка на 15 В.

Электронные компоненты. Бесплатная доставка по России
Для комментирования материалов с сайта и получения полного доступа к нашему форуму Вам необходимо зарегистрироваться.
Имя
Фрагменты обсуждения (только последние 20 сообщений):Полный вариант обсуждения »
  • это все что угодно только не десульфататор в статье правильно пишется что отношение токов должно быть 10:1 задайтесь вопросом как реализовано соблюдение этого условия и где стабилизация токов? это больше на лохотрон похоже:D и еще обясните зачем диод Д246 ставить на радиатор 200см2 :confused:
  • посоветуйте более достойную схему из работающих и не сложных автоматов
  • Даже если не смеяться над схемным решением, по-моему, тут и принцип-то переврали. Если мне не изменяет память, разрядный ток должен быть даже больше зарядного, только импульсы короче.
  • да пожалуйста [url]http://www.dinistor.net.ru/skhema-desul-fatiruyushchego-zaryadnogo-ustroystva-neslozhnaya-skhema-2-tranzistora.html[/url] сама схема взята из "Справочник по схемотехнике для радиолюбителя" Киев "Техника" 1987г проверял работает!
  • Ну, тут она могла быть взята и ближе - [url]http://www.rlocman.ru/forum/showpost.php?p=34229&postcount=3[/url] ;) А недостаток ее - нагрев трансформатора однополярным током вторички. Лучше все-таки нормальное двухполупериодное выпрямление, а переключение заряд/разряд специальным генератором, причем намного реже, чем 50 раз в секунду.
  • в ""В помощь Радиолюбителю"" помнится была тоже схема десульфатацции, номера не помню, разрядка была на автомобильных лампах
  • Лампа вообще штука хорошая: и стабилизатором тока является, и тепло отводить проще, чем от резисторов.
  • Зарядное работает, нормально! Выкинул мостик, поставил оптопару MOC 3021, семистор ВТ138 - подключено как сказано в Даташите с резисторами 360 Ом. Диод поставил 30CPQ100 (диод Шотки) на радиатор из под процессора и всё ладушки. На входе 220В, после предохранителя, поставил реле с катушкой питания естественно 220В, разомкнутые контакты включил в цепь S2, для того если перегорит предохранитель или пропадёт питание, чтобы полностью не разрядился аккумулятор. Между базой и эмитером VT2 впаял конденсатор 0,047mkf, а так же конденсатор 0,1 mkf между +12в питания блока управления и корпусом, это всё от помех сети, тригер это очень чувствует. Резистор R3 5,6 Ком заменил на 10 Ком этим добился нормального гистерезиса тригера... Вот и всё.
  • Не открывается. Касперский что-то ...
  • В ВРЛ №96 за 1987г. была статья " Прибор для автоматической тренировки аккумуляторов" от 40 до 100А/ч. Там использованы автолампы для разряда, как отмечалось выше. Реализован принцип десульфатации пластин - заряд АКБ до 14,8-15в., а разряжает до 10,5-10,8в., циклами.
  • [B]ВОТ МАЯ ИСТОРИЯ (это вырезки из других форумов)[/B] [I]""""""""""отключение при 15,6 вольт получается сделать (такой уж блок питания , ступенчатый с плавной регулировкой на каждой ступени , нет напряжения от 13.7V до 15,6V) но когда напряжение скидываю до 11,5 вольт или ниже , то не включается) и самое противное ,если подымаю напругу на БП выше 15,6 тиристор включается ,опять регулирую чтоб отключился , отключаю ,опять подымаю напругу ,опять тиристор включается....как будто работает наоборот за счет мощных резисторов сделал напругу на БП 14,7V .отрегулировал на отключение , и опять когда сбрасываю до 11,5V , то не включается. Стояли кт315г ,поменял на такие же другие ,ставил кт503а, потом кт315а , подстроечник менял , даже светодиод на всякий случай , а история продолжается. ...подсоединил к аккумулятору ..такая же фигня.Заметил ,что если дотронуться к корпусу оптопары , то тиристор включается .Заказал еще оптопару и + импортный аналог. АОУ103 другой поставил и в место него импортный аналог МОС3022М ,а песня одна и таже , схему перепроверял и печатную плату (в принципе если светодиод меняет яркость при регулировке и происходит срабатывание тиристора - то наверное схема спаяна правильно) Вот такая история . А у кого то вроде работает """"" """"""""....благодаря неправильной информации из интернета по цоколевке диода КД522 у меня была эта вся байда (получилось что диоды были перевернуты) Сейчас все окей , у меня R3 выставил 10кОм (для 12,6V --- 14,6V ) Допер до этого после того как собрал другую схему с кд522 , и впаял диоды из этой же партии что и для регулятора автомата , и она тоже не работала . Да уж , потонцевать с бубном пришлось. """"""[/I] [B] ВСЕМ удачи[/B]
  • Великая и могучая русская язика!...
  • Продолжаю усовершенствовать зарядно-десульфатирующий автомат, отлаживаю, эксперементирую. От автора Сорокина, осталась только одна идея. Модернизация коснулась полностью, электронной схемы. Останавливаюсь вот на этом устройстве. Доделал плавную регулировку тока,переделал схему управления автоматическим включением, опробовал на данной элементной базе, работает хорошо... Oписание схемы зарядно-десульфатирующего автомата, можно сохранить на компьютер, а там увеличив программой просмотра фотографий, всё нормально прочитать. Что скажите? Работает, лучше чем хорошо. ИСПЫТАНО!!!:)
  • Спасибо, за благодарность. Я перебежал вот сюда: [url]http://radioskot.ru/publ/desulfatirujushhee_zarjadnoe_ustrojstvo/1-1-0-421[/url]
  • Пластины аккумулятора прессуются на заводе. При работе в составе электролита происходит изменение структуры пластины из-за изменения химического состава (свинец меняет степень окисления). Поэтому рекомендуется перед первым использованием проводить электрохимическую формовку пластин аккумулятора - несколько циклов разряда и заряда аккумулятора. Это создаст в объёме пластины (по всей её толщине) каналы для прохождения ионов и катионов. Такие же каналы образуются и без названной выше формовки, но из-за кратковременных циклов разряда большим током и неравномерного тока при последующей зарядке получается пластина из двух слоёв, один из которых сформирован механически на заводе, а другой электрохимическим процессом. Возможно, это приводить к короблению пластины и растрескиванию активной массы пластины.
  • Уважаемые Коллеги! Десульфатация АБ -- единственная из мне известных тем, где наши радиогубители отстают от забугорных. Это при том, что в Днепре, в Белоруссии делались ОЧЕНЬ серьёзные научные работы и защизались дисс-и на эту тему. Забугорные решения на диссертацию не тянут, а их теор.обоснование работы схем вообще смехотворны, но схемы работают очень исправно. Я друзей немного выручал с убитыми автомобильными аккумуляторами. В конце сообщения привожу адрес файлообменника, куда выложил всё самое существенное, что имею по этой теме. Всё оно не моё, и всё оно есть в Инете. Я просто подсобрал вместе. Если недостаточно -- скажите. Может, ещё что-то добавлю. Но вроде, всё достаточно. Речь здесь только об электронных способах: без разборки, без слива электролита и без хим.добавок. Впечатления из личного опыта примерно таковы: Из моих наблюдений окружающей действительности, ААБ выводятся из эксплуатации по факту сильной сульфатации, так, что фактическая ёмкость падает до нескольких процентов от номинальной. Люди редко следят за состоянием автомобиля (вон, например, не заводится: это ж до какого сотояния дв-ль надо довести!), а уж следить за ААБ -- тем более редкость. И за 3 года ААБ исправно сульфатируется. Вот испробованные мной методы десульфатации: [B]1. Импульсы с крутыми фронтами[/B] восстанавливают засульфатированную батарею, если она не осыпалась, не вздулась. В значительной мере восстанавливают уже за 10 дней (друг был нетерпелив: у него батарея полетела, и дольше он терпеть не мог). А так вообще-то лучше подержать её под импульсами месяц-другой. [B]2. Несимметричный однополупериодный заряд[/B] тоже восстанавливает батарею. Я это делал для себя, для одного друга и для другого друга. Этот второй друг мерил плотность электролита, и она у него за 2 недели поднялась практич. до нормы. У него была "двойная" батарея 12 Вольт, 120 А-час. Из убогого зар.устройства он выпаял один диод и ток заряда упал до 2 А. Впараллель батарее прицепил лампочку 5 Вт. Всё. Способы 1 и 2 Вы найдёте по адресу в конце. [B]3. Способ поддержания ААБ[/B] У нас частенько машины зимой стоят на приколе, акк-ры бездействуют. Какие-то, кажется, немцы придумали раз в секунду отбирать у акк-ра под сотню Ампер в теч. микросекунды. По весне батарея в порядке. Схема у меня тоже есть, но пока не выложил. Если кому-то нужно, скажите: выложу. =========== [B]По гелевым аккр-рам[/B] мне кажется, грамотно выступил уважаемый Serg SP на Форуме electonix.ru: Цитата(Serg SP @ Mar 6 2011, 09:05) Медленный, нежный заряд током до 0.05 (!) С, затем разряд до 1.6 В/эл, затем снова такой же нежный заряд, и снова разряд. 3 цикла восстанавливают ёмкость АБ настолько, насколько это возможно. Проверено лично моим опытом, восстанавливал элементы и блоки, поступившие в ремонт с напряжением Uxx=0.0В, простоявшие в таком сотоянии 1 - 2 месяца, до ёмкости примерно 90% от номинальной. [B]Адрес с моей подборкой:[/B] [url]www.mediafire.com/?bmynvmcglm10s[/url] Там есть файл с моими комментариями. Не помню, писал ли, что инд-ть большого дросселя особого значения не имеет. Какой есть под рукой. Но вы тут не новички: разберётесь. Вопросы тоже прошу задавать -- отвечу. М.б., в личку добавьте извещение о вопросе, а то я тут бываю редко. А личка известит на мыло. Успехов!
  • пожалуйста перезалейте последнюю подборку.
  • Кто-нибудь реализовывал АЗУ от [B]nbotsman[/B] по данной статье ?
  • Здравствуйте! Накувыркался со схемой изрядно! Нашёл в нете схему регулятора напряжения на компораторе LM311, всё обрешилось сразу без проблем, теперь можно спокойно регулировать минимальный и максимальный пороги заряда АБ. Добавил в схему реле на случай отключения электричества, регулятор тока заряда... См. [url]https://disk.yandex.ru/i/xv1wshKgwor48A[/url]. Если есть вопросы пишите: [email][email protected][/email]
  • Ещё 2 фото: [url]https://disk.yandex.ru/i/iSjQsYm92G9qpw[/url], [url]https://disk.yandex.ru/i/gdMEQpbxE7yXEw[/url]
Полный вариант обсуждения »