HRP-N3 - серия источников питания с максимальной пиковой мощностью в 350% от MEAN WELL

Универсальный индикатор номера включенной передачи для мотоцикла

Vassilis Papanikolaou

Введение

Это новая разработка универсального индикатора номера включенной передачи, который как дополнительный аксессуар, подойдет для любого мотоцикла. Главное преимущество индикатора в том, что его показания зависят непосредственно от перемещения рычага переключения скорости и не требуют подключения к датчикам спидометра и тахометра (имеет место в дорогих коммерческих устройствах), что иногда встречается в старых мотоциклах. Он состоит из основной схемы, включающей семисегментный светодиодный индикатор, двух датчиков Холла, прикрепленных к раме мотоцикла, и маленького магнита, размещенного на рычаге переключения скорости.

Выбираем схему BMS для заряда литий-железофосфатных (LiFePO4) аккумуляторов

Универсальный индикатор номера включенной передачи для мотоцикла

Надписи на рисунке
Gear Shift Lever Рычаг переключения передач
Frame Рама (мотоцикла)
Magnet Магнит
Up Hall Sensor Верхний датчик Холла
Down Hall Sensor Нижний  датчик Холла

Схема основана на микроконтроллере AVR ATtiny25/45/85, который считывает сигналы с двух датчиков Холла и выключателя нейтрали, и выводит текущий номер передачи на 7 сегментный светодиодный индикатор через микросхему счетчика-декодера 4026.

Универсальный индикатор номера включенной передачи для мотоцикла
Кликните для увеличения

Исходный код написан в AVR-GCC (WinAVR). Им можно запрограммировать контроллер с fuse битами по умолчанию. (Я использовал микроконтроллер ATtiny25 и программатор USBTiny). Константы TOP_GEAR (число передач, по умолчанию 5) и N_WAIT_TIME (минимальное время, которое должно пройти, чтобы передача была определена как нейтральная, по умолчанию 500 мс) могут быть модифицированы для разных нужд.

Основная схема выполнена на небольшой двухсторонней печатной плате. В устройстве используются микросхемы микроконтроллера и счетчика в SMD корпусах. Семисегментный светодиодный индикатор размещен на другой печатной плате, присоединенной вертикально к основной плате (как показано на картинках). Разработаны два варианта печатных плат для разных типов суперярких светодиодных индикаторов Kingbright (красного и синего). Стабилизатор напряжения монтируется, как показано на рисунках. Не забудьте пропаять четыре маленьких переходных отверстия, соединяющих слои ПП под микросхемами!

Универсальный индикатор номера включенной передачи для мотоцикла

Перечень компонентов схемы

Позиция

Номинал

Комментарии

R1

10 … 220 Ом ½ Вт

В зависимости от предпочитаемой яркости светодиодов

R2, R3

10 кОм ¼ Вт

  

C1

220 мкФ / 35 В

Электролитический конденсатор

C2

100 нФ

Лавсановый конденсатор

MCU

ATtiny25/45/85

  

COUNTER

CD4026

  

IC1, IC2

Melexis US5881LUA

Датчик Холла

IC3

7805

Cстабилизатор 5 В

BLUE

Kingbright 0.3"

7-сегментный индмкатор

RED

Kingbright 0.3"

7-сегментный индмкатор

JPx

Разъемы

Как показано на сетчатом трафарете и картинках

Фотографии

Универсальный индикатор номера включенной передачи для мотоцикла

Универсальный индикатор номера включенной передачи для мотоцикла

Универсальный индикатор номера включенной передачи для мотоцикла

Универсальный индикатор номера включенной передачи для мотоцикла

Соединения

Универсальный индикатор номера включенной передачи для мотоцикла

Датчик Холла Melexis US5881LUA

Надписи на рисунках
To down Hall sensor OUT pin (3) К нижнему  датчику Холла OUT выв. (3)
To up Hall sensor OUT pin (3) К верхнему  датчику Холла OUT выв. (3)
To both Hall sensors GND pin (2) К обоим  датчикам Холла GND выв. (2)
To both Hall sensors +5V pin (1) К обоим  датчикам Холла +5 В выв. (1)
To neutral switch (ground for active neutral) К выключателю нейтрали
Not connected Не подключен
Battery ground Общий провод аккумулятора 
Battery +12V  +12 В аккумулятора 
Melexis US5881LUA Hall sensor  Датчик Холла Melexis US5881LUA

Правильно собранная схема произведет самодиагностику при подключении напряжения питания 12 В (контакты TO_POWER_1 и TO_POWER_2), в процессе самодиагностики на индикаторе пробегут все цифры (см. видео ниже). После самодиагностики будет показана текущая передача, и отображаемое значение будет меняться при переключении скорости. Учтите, что устройство срабатывает, когда южный полюс магнита удаляется от датчика Холла (с северным полюсом так не получится). Более того, если будет обнаружена нейтральная передача (с помощью выключателя нейтрали, подключенного к контакту TO_POWER_4), значение на дисплее сбросится в 0 (этот механизм также используется для автокалибровки, если что нибудь пойдет не так). Наконец, когда питание выключается, последнее значение передачи записывается в EEPROM микроконтроллера и восстанавливается, когда устройство будет включено снова.

Универсальный индикатор номера включенной передачи для мотоцикла

Ниже представлена видеозапись процесса инициализации индикатора передачи.

Защита схемы

Из-за специфических условий эксплуатации, рекомендуется перед установкой покрыть схему лаком.

Кабель датчиков

На фотографиях, представленных ниже, показана конструкция 4-проводного кабеля датчиков, который подключен к разъему TO_SENSORS. Видимые части ножек датчиков должны быть также покрыты лаком для защиты.

Универсальный индикатор номера включенной передачи для мотоцикла

Универсальный индикатор номера включенной передачи для мотоцикла

Универсальный индикатор номера включенной передачи для мотоцикла

После сборки схема готова к использованию и установке на мотоцикл. На видео показана ручная эмуляция переключения рычага передач:

electronics-lab.com

Перевод: [IMG]/i/Image/wand.gif[/IMG] по заказу РадиоЛоцман

На английском языке: Motorcycle Universal Gear Indicator

Электронные компоненты. Бесплатная доставка по России
Для комментирования материалов с сайта и получения полного доступа к нашему форуму Вам необходимо зарегистрироваться.
Имя
Фрагменты обсуждения:Полный вариант обсуждения »
  • А наворотов-то, а наворотов..... Микроконтроллер, счётчики... "Будте проще и люди к Вам потянутся.." Всё решается и без контроллера. Датчики хола, магнит и шифратор на обычных диодах решаю эту задачу.
  • У меня ненавязчивый вопрос: Вот скажем тянусь я на мотоцикле по межрядье на мотоцикле на первой передаче, а после значения "1" через некоторое время значение на дисплее сбросится в 0... и что, я проеду пробку, включу вторую передачу и какое значение я увижу на экране?
  • А где его можно достать?
  • Есть еще один нюанс - при переключении со второй на первую можно делать два коротких вниз (через нейтраль) , либо одно длинное вниз (с проскоком нейтрали). Боюсь в данном случае счетчик начнет ошибаться...
  • На мотоциклах есть такой НЮАНС, при переключении какой небуть передачи попадаешь между, типа нейтраль, но не нейтрал. А в этих случаях как быть? Вобщим без ДАТЧИКОВ, хоть с контроллерам хоть без него НЕОБОЙТИСЬ! А чтобы их…!!! Установить??? Вы предстовляете скольо надо сделать…??? Вобщим. У Т О П И Я...ЯЯЯЯ!!!
  • А вообще то зачем нужен этот датчик. Датчик нейтрали для юных мотоциклистов еще понятно, а остальное? И без датчиков понятно когда нужно переключатся.
  • В 1 посту указано такое "задание" Чтобы видеть какая передача включена.
Полный вариант обсуждения »