РадиоЛоцман - Все об электронике

Президентский «Ил» застрял из-за транзистора

Газета.Ru

Названы причины поломки президентского Ил-96 в Лиссабоне

«Газета.Ru» выяснила, почему Ил-96 президентского авиаотряда застрял в Лиссабоне в ноябре 2016 года. Причина — в отказе электронных компонент, которые их изготовители называют весьма надежными.

Специалисты выяснили причины инцидента, из-за которого лайнер Ил-96-300 специального летного отряда (СЛО) «Россия» не смог вылететь из столицы Португалии Лиссабона в ноябре прошлого года.

Президентский «Ил» застрял из-за транзистора
Фото Наталья Селиверстова (РИА «Новости»).

Напомним, инцидент произошел 19 ноября по пути следования журналистов кремлевского пула на саммит АТЭС в Лиме (Перу). Как обычно бывает при подготовке к подобным мероприятиям, журналисты летели отдельным от президента бортом. Ил-96-300 с бортовым номером RA-96019, принадлежащий СЛО, приземлился для дозаправки в аэропорту Лиссабона, однако из-за технической неисправности не смог продолжить путь через Атлантику.

Как рассказывали сами журналисты, уже при рулении у самолета не смог запуститься один из левых двигателей.

Починить поломку на рулежке в течение нескольких часов не удалось, журналистов отправили сначала ждать в здание аэропорта, а позднее и вовсе расселили по отелям Лиссабона. В итоге общая задержка составила 22 часа, а приключения российских журналистов в Португалии едва не затмили собой в СМИ освещение самого международного саммита.

О природе самой поломки в тот день сообщалось мало. «Произошла техническая поломка, вышел из строя блок зажигания. Специалисты пытались устранить неисправность на месте», — поясняла пресс-секретарь управделами президента России Елена Крылова.

Как уже писала «Газета.Ru», запуску двигателя помешал отказ агрегата зажигания ПВФ-22-20, который изготавливается Уфимским научно-производственным предприятием (УНПП) «Молния», входящим в холдинг «Технодинамика» госкорпорации «Ростех». Эти приборы установлены на двигателях ПС-90А2, которые в свое время разрабатывалась совместно с компанией Pratt & Whitney.

«Агрегат зажигания — устройство, которое преобразует силу тока. В нем стоит конденсатор, по сути, там ломаться нечему. От него по высоковольтным проводам ток подается на свечи зажигания, в которых происходит разряд одновременно с подачей топлива», — пояснил доцент кафедры «Конструкция и проектирование двигателей» МАИ Валерий Нестеренко. Он представляет собой сложное радиоэлектронное изделие, имеющее для надежности два независимых канала, каждый из которых содержит электронный преобразователь напряжения 27 В в импульсы напряжения заданной частоты и энергии — не менее 7 кВ.

Для расследования причин инцидента неисправный агрегат зажигания был доставлен в Уфу. В работе комиссии приняли участие специалисты УНПП «Молния», специального летного отряда «Россия». Участвовали в расследовании и военные – инспекторы 612-го Военного представительства Минобороны России.

Комиссия выявила отсутствие производственных дефектов и несоответствий режимов работы электронных компонентов, производимых «Молнией».

Как выяснила «Газета.Ru», причиной некорректной работы агрегата ПВФ-22-20 стал последовательный независимый отказ покупных комплектующих – силового транзистора в одном канале агрегата и компаратора во втором.

Отказавшие компоненты были отправлены на исследование изготовителям – ОАО «Фрязинский завод мощных транзисторов» (г. Фрязино), ОАО «Орбита» (г. Саранск).

На Фрязинском заводе мощных транзисторов удивились сообщению об отказе их изделия и неофициально сообщили, что никаких рекламаций от уфимского предприятия пока не получали. «Это очень маловероятно, дело в том, что наши приборы изготавливаются с приемкой заказчика и проходят испытания. Вообще странно, что такое заключение было сделано без нашего участия, за прошлый год у нас была всего одна рекламация по поводу перегоревшего прибора», — рассказал источник на заводе.

Второй отказавший прибор – компаратор 521СА301 – микросхема, производимая на саранском АО «Орбита». Официальных комментариев по поводу отказа на заводе не дали. Однако известно, что эта микросхема производится с военной приемкой. «Это микросхема для техники спецназначения, производится с военной приемкой, где только она не применяется... На каждом этапе производство контролируется представителями Минобороны, которые следят за техпроцессом, материалами, за испытаниями. Отказы у военных приборов – всегда нечто экстраординарное», — пояснил «Газете.Ru» сотрудник предприятия.

По словам специалистов «Молнии», из 476 агрегатов ПВФ-22-20 и 5000 подобных изделий других типов, выпущенных предприятием за 15 лет, это первый случай некорректной работы двух каналов за весь период эксплуатации агрегатов.

При этом неизвестно, сколько еще находящихся в эксплуатации аналогичных агрегатов зажигания могут отказать по аналогичным причинам. По данным «Молнии» помимо Ил-96-300, аналогичные приборы устанавливались на самолеты Ил-76, Ту-204, Ту-214 и их модификации.

gazeta.ru

Изготовление 1-4 слойных печатных плат за $2

10BASE-T1L Ethernet по витой паре: реализация на основе микросхем Analog Devices
Для комментирования материалов с сайта и получения полного доступа к нашему форуму Вам необходимо зарегистрироваться.
Имя
Фрагменты обсуждения:Полный вариант обсуждения »
  • Сделали наших коллег козлами отпущения... В год - один отказ компонентов электроники. По-моему это совсем неплохой показатель для целого предприятия. К тому же, как я понял, проверка качества при военной приёмке до сих пор работает исправно, так что никто не виновен в выпуске брака, и это просто случайность.
  • Согласен с [b]dimmich[/b], это досадная случайность. Этим журнашлюхам жареное подавай. Прав наш президент, у них крайне низкий уровень социальной ответственности. :)
  • Абсолютно надёжных систем не бывает. В данном случае программа, анализирующая работу электроники, обнаружила неисправный модуль и это нормально. Всё остальная шумиха вызвана заинтересованной публикой Детали их не интересуют...
  • Ребята, там вообще-то система с двукратным резервированием. Так что все намного серьезнее.
  • не бывает абсолютных систем, без отказов. в полете сие некритично- зажигание нужно на этапе первичного старта..а чтоб не стоять на рулежной дорожке- в нз внести коробок спичек..