Муфты электромонтажные от производителя Fucon
РадиоЛоцман - Все об электронике

Конкурс DARPA Robotics Challenge: вызов брошен

Журнал РАДИОЛОЦМАН, январь 2013

IEEE Spectrum

DARPA Агентство передовых оборонных исследовательских проектов Министерства обороны США (DARPA) объявило о старте новой смелой программы, нацеленной на развитие робототехники, предназначенной для устранения последствий стихийных бедствий и катастроф. В рамках этой программы, получившей название DARPA Robotics Challenge, предлагается финансирование в объеме десятков миллионов долларов любым командам из любой страны мира, способным создать роботов, умеющих выполнять сложные движения и манипуляции, такие, например, как, ходьба по щебню и работа с электроинструментом. Все это завершится соревнованием между роботами, управляющими грузовиками, делающими проломы в стенах, и пытающимися произвести ремонтные работы в смоделированных условиях аварии на производстве. Победитель получит все: приз в размере $2 млн.

Выбираем схему BMS для заряда литий-железофосфатных (LiFePO4) аккумуляторов

Представители DARPA утверждают, что существует острая необходимость совершенствования роботов, которые могут помочь в условиях природных или техногенных катастроф. Вместо того чтобы создавать специализированные робототехнические системы, предназначенные для работы в конкретных ситуациях, целью новой программы является разработка роботов, способных ориентироваться в естественной для человека среде и использовать инструменты и средства передвижения, созданные для человека.

«Здесь основной акцент делается на приспособляемость – определяется наиболее способная к адаптации система, которая может быть использована в течение первых двух дней после катастрофы, когда еще есть шанс уменьшить ее масштабы, приняв соответствующие меры. В этом-то и суть данного конкурса», – говорит Гилл Прэтт (Gill Pratt), руководитель программы DARPA, занимающийся организацией конкурса.

В качестве примера катастрофы, последствия которой можно было бы смягчить в случае применения роботов с соответствующими способностями, DARPA упоминает ядерную аварию на Фукусиме. В связи с этим в DARPA разработали сценарий для финальной части соревнования, которая будет сильно напоминать драматические события, произошедшие в первые 24 часа после аварии на Фукусиме, когда рабочие пытались, но не смогли починить один из поврежденных реакторов.

Конкурс DARPA Robotics Challenge: вызов брошен

На вопрос о том, не кажутся ли конкурсные задачи, включающие необходимость пробить молотом брешь в стене, обнаружить и устранить утечку в трубе, или заменить насос охлаждающей системы, несколько сложными, Прэтт отвечает: «Нет. Мы считаем, что в требования DARPA действительно непросты, но не являются невыполнимыми. Движение к результату таит в себе огромные риски, но, в то же время, сулит щедрую награду, и это именно то, что в DARPA хотят осуществить».

Предыдущая конкурсная программа DARPA была сфокусирована на автономных транспортных средствах. Соревнования – это способ DARPA стимулировать инновации путем организации конкурсов, требующих существенных технических навыков в конкретной области. DARPA выигрывает от этого, собрая большое количество умных людей, бьющихся над решением проблемы, но и все остальные тоже выигрывают, так как в ходе соревнований за очень короткий промежуток времени возникает множество прогрессивных идей и решений.

Конкурс DARPA Robotics Challenge: вызов брошен

Новая программа направлена на развитие не только робототехнического оборудования, но и общедоступных средств моделирования. Прэтт говорит, что DARPA вкладывает большие средства в создание симулятора, который, как он надеется, станет «преобразующим инструментом» в области робототехники, содействующим инновационному развитию и помогающим новым компаниям преодолеть барьеры на пути выхода на рынок роботов. Для разработки симулятора он хочет привлечь не только исследователей в сфере робототехники, но и людей с различным опытом в таких областях, как компьютерная графика и видео игры, при этом предполагается введение дифференцированных денежных поощрений за различные уровни вклада в решение проблемы.

Для пояснения сути новой программы DARPA выпустила специальное заявление под названием Broad Agency Announcement (BAA). Вот наиболее важные положения этого документа:

Цель:
Целью новой программы является «развитие возможностей наземных роботов для выполнения сложных задач в опасных условиях окружающей среды, созданной человеком». Основными направлениями робототехники, которые планируется развить благодаря этой программе, являются «контролируемая автономность, мобильность, как с применением транспортных средств, так и без них, а также сила, ловкость и выносливость робототехнической платформы».

График:
Программа будет разделена на два этапа, каждый из которых завершится соревнованием. Этап 1 будет проходить 15 месяцев с 1 октября 2012 года по 31 декабря 2013. Этап 2 продлится 12 месяцев с 1 января 2014 года по 31 декабря 2014 года (DARPA подчеркивает, что все даты являются приблизительными и могут быть изменены).

Приз:
DARPA выделяет приза $2 миллиона, которым будет награждена команда, победившая во втором туре испытаний. В качестве стимула для получения хорошего результата в первом испытании DARPA планирует финансировать те команды, которые больше всего наберут очков, чтобы перейти на второй этап. Никакого другого приза по завершению первого испытания не намечается.

Участники:
В программе могут участвовать команды со всего мира, от которых не требуется наличия каких-либо связей с американскими компаниями или лабораториями. Участники смогут приступить к соревнованиям в рамках одной из четырех секций. Секция A предназначена для тех команд, которые намереваются разрабатывать своего собственного робота и программное обеспечение к нему, и это будет финансироваться DARPA. Секция B подойдет тем командам, которые будут разрабатывать программы управления (без аппаратного обеспечения), чтобы состязаться в создании компьютерных симуляторов. Такие команды также получат финансовую поддержку DARPA. В секцию C войдут команды-разработчики управляющих программ (без аппаратуры), которые будут оцениваться на соревнованиях с применением симулятора. Cекция D предназначена для тех команд, которые намерены приступить к соревнованиям, разрабатывая робота и программное обеспечение к нему на свои собственные средства.

Финансирование:
В DARPA планируют выбрать не более пяти команд для секции A, каждая из которых получит до $3 миллионов на первом этапе программы. В рамках секции B в течение первых девяти месяцев DARPA будет поддерживать финансами до 12 команд, каждой команде будет выделено до $375,000. По прошествии девяти месяцев после завершения виртуального соревнования на симуляторе, предоставленном правительством, агентство выделит до шести команд (из секций B и C), каждая из которых получит до $750,000 и оборудование (конструкцию робота, выполненную подрядчиком DARPA), предоставляемое правительством. На втором этапе DARPA выберет до восьми команд в рамках секций A, B и C, каждая из которых получит до $1 миллиона, причем команды B и C продолжат участие в конкурсе, используя роботов, предоставляемых правительством.

Платформа GFE:
В DARPA будет создан робот собственной разработки на платформе Government Furnished Equipment (GFE), который позволит командам без опыта создания аппаратуры принять участие в соревновании. Предполагается, что GFE-робот будет иметь руки с семью степенями свободы и по два или три пальца на каждой руке, ноги с шестью степенями свободы, а также голову с системой пространственного зрения и лазерным радаром. Ближе к середине первого этапа с помощью этой платформы будут определены наиболее результативные команды из секций B и C. Такие команды будут объявлены победителями и получат GFE-роботов и финансовые средства для продолжения работы. (По последним данным, для создания платформы GFE DARPA выбрала компанию Boston Dynamics).

Симулятор-тренажер:
DARPA также предлагает общедоступный виртуальный тренажер для испытаний, который будет «содержать в себе модели роботов, их компонентов и деталей, а также полевых условий». Компания, предоставляющая тренажер, будет развивать программное обеспечение с открытым исходным кодом, в то время как сам тренажер, модели роботов и модели окружающей среды будут развиваться и совершенствоваться усилиями как компании, так и участников. (По последним данным в качестве компании, которая займется разработкой программного обеспечения для тренажера, DARPA выбрала Open Source Robotics Foundation).

А теперь о том, что интересует каждого – само соревнование. В DARPA говорят, что роботы будут состязаться в конкурентной борьбе друг с другом, выполняя задачи в условиях чрезвычайных ситуаций по сценарию, который, вероятно, будет включать в себя следующие события:

  1. Управление внедорожником на месте аварии
    Робот должен сесть в машину, проехать на ней по определенному маршруту и выйти из машины. Робот должен полностью управлять автомобилем, то есть уметь обращаться с рулем, педалями газа и тормоза и зажиганием. В качестве транспортных средств предполагается использовать такие модели внедорожников, как John Deere Gator или Polaris Ranger.
     
  2. Ходьба по щебню
    На этом этапе робот должен пересечь местность, где будут присутствовать как гладкие и ровные места, так и места с уклонами, рыхлой почвой и горной породой. Человек с легкостью пересек бы подобный ландшафт. В добавок, на местности будут встречаться такие препятствия, как камни, кусты, деревья и канавы, которые робот должен обходить.
     
  3. Разбор завалов, блокирующих проход
    Здесь роботу нужно переместить объект, блокирующий вход. Объект будет иметь такой размер, вес и прочие физические показатели, которые позволят человеку или платформе GFE сдвинуть его с места. Планируется, что его вес не будет превышать 5 кг, он будет твердым как камень или шлакоблок, и будет неправильной формы.
     
  4. Открывание двери и вход в здание
    Робот обязан справиться с дверной ручкой и иметь достаточно силы, чтобы толкнуть дверь. Как дверь, так и дверная ручка, будут стандартными.
     
  5. Подъем по лестнице промышленного образца и прохождение маршрута в заводских условиях
    Робот должен пройти по навесному пути (узкой рабочей платформе) с решетчатой поверхностью и поручнями. В рамках этой задачи робот также должен подняться по промышленной лестнице. Предполагается, что испытуемому, чтобы взобраться по лестнице, придется пользоваться как руками, так и ногами.
     
  6. Использование инструмента для создания пролома в бетонной стене
    Далее роботу необходимо использовать мощный инструмент для того, чтобы выполнить «силовую манипуляцию». Инструментами, скорее всего, будут являться пневмо- или электрический отбойный молоток и долото, и электрическая сабельная пила. Задача заключается в создании прохода в бетонной (без арматуры) или каркасной стене.
     
  7. Найти и закрыть вентиль рядом с протекающей трубой
    В этом случае робот должен обнаружить трубу с утечкой и расположенный рядом вентиль, который требуется перекрыть. На промышленном объекте будет множество труб, но лишь одна будет повреждена, при этом из нее будет вырыываться дым, и будет слышно шипение выходящего газа. Предполагается, что для закрывания вентиля необходимо пользоваться двумя руками.
     
  8. Замена компонента, такого, как насос системы охлаждения
    Наконец, роботу будет необходимо найти насос и, ослабив одно или несколько креплений, вытащить его из установки, а затем выполнить действия по его замене. Планируется, что насос будет небольшой и достаточно компактный, чтобы человек мог справиться с такой задачей одной рукой.

Конкурс DARPA Robotics Challenge: вызов брошен

DARPA говорит, что это типичные задачи, и «в процессе развития программы сложность сценария будет меняться в зависимости от продемонстрированных возможностей и исходя из практических соображений». Пока еще не определена система начисления балов, а также не утверждены правила соревнований. Тем не менее, представители DARPA считают, что роботы, обладающие большей автономностью и потребляющие меньше энергии, смогут заработать больше очков.

Некоторые детали, касающиеся этого соревнования, все же просочились в сеть. Но DARPA утверждает, что в этих ранних сообщениях содержаться ошибки. В частности, в там утверждается, что программа направлена на развитие роботов лишь гуманоидного типа. DARPA же заявляет, что хотя роботам-гуманоидам, вероятно, будет уделено наибольшее внимание в рамках программы, все роботы не обязательно должны представлять собой человекоподобные машины. Если какая-либо команда считает, что робот-паук сможет хорошо справиться с поставленными задачами, то они могут принять участие в соревновании и с таким проектом.

Конкурс DARPA Robotics Challenge: вызов брошен

«Мы не хотим ограничивать дизайн роботов, устанавливая какие-то стандарты геометрических форм или топологии» – говорит Прэтт, возглавляющий отдел Autonomous Robotic Manipulation (ARM) DARPA: «Мы хотим ограничить размеры проектируемого механизма, указывая, в чем заключается конкретная задача, и мы хотим, чтобы эти задачи были как можно более близки к тем ситуациям, с которыми вы можете столкнуться в случае настоящей катастрофы».

Более того, в ранних сообщениях ошибочно утверждается, что, поскольку испытание представляется весьма сложным, командам не стоит ожидать успеха после первой попытки. Прэтт говорит, что это не так. «Задания будут корректироваться в ходе соревнования по мере приобретения опыта работы с командами на первом этапе» – заявляет он: «Мы лишь желаем убедиться, что настоящее соревнование будет трудным, но отнюдь не невозможным».

Но все же, самое захватывающее в новом соревновании, это не само соревнование, а то, что оно даст развитию робототехники. Взгляните на прогресс автономного транспорта после проведения DARPA авто соревнований Grand and Urban, – теперь мы имеем «беспилотные» автомобили. У компании Google таких уже предостаточно. Конечно, отсюда не следует, что в этом только лишь заслуга DARPA, но такие соревнования породили огромное количество исследований, сосредоточенных на этой проблеме, которые уже дали результат, сделавший вождение более безопасным для каждого.

«Когда-нибудь, в недалеком будущем, мы просто сядем в автомобиль и будем разговаривать с человеком, сидящим рядом с нами, при этом ни сколько не заботясь об управлении машиной». – говорит Прэтт. – «И это было бы просто великолепно. Я надеюсь, что нечто подобное ожидает новый конкурс, который мы начинаем».

Перевод: Mikhail R по заказу РадиоЛоцман

На английском языке: DARPA to the robotics community: the challenge is on

Электронные компоненты. Бесплатная доставка по России
Для комментирования материалов с сайта и получения полного доступа к нашему форуму Вам необходимо зарегистрироваться.
Имя