Altinkaya: турецкие корпуса для РЭА
РадиоЛоцман - Все об электронике

Стопроцентная Handmade электроника для начинающих

Мастер Кит NN201

Копалин Илья

В статье рассказывается о некоторых этапах ручного изготовления электронных устройств, а особенно подробно о первом этапе: изготовлении печатной платы. Подробные фото процесса помогут разобраться в деталях. А «на десерт», для закрепления теоретического материала, мы соберём простейшее электронное пианино на интегральном таймере NE555.

Выбираем схему BMS для заряда литий-железофосфатных (LiFePO4) аккумуляторов

Пролог

Все мы являемся потребителями электронных приборов: телефонов, планшетов, телевизоров и т.п. Но лишь один из тысячи примерно представляет себе, как это всё устроено «изнутри», а уж создать электронную конструкцию «с нуля» своими руками способны поистине лишь избранные. Предлагаем и вам вступить в клуб избранных. Прочтите этот материал и, если он вас заинтересует, попробуйте свои силы в освоении рукотворной электроники!

Тот из вас, кто найдёт в себе силы прочесть статью до конца, может гордо заявить о себе «я что-то понимаю в производстве электроники», а уж тот, кто совершит подвиг и осилит сборку предлагаемой конструкции, вполне достоин присвоения звания «настоящий электронщик-профи» (ну, почти).

Данный мастер-класс базируется на наборе Мастер Кит NN201, в который входят детали и материалы, необходимые для изготовления печатной платы и электронного пианино. Конечно, при желании все материалы и инструменты можно приобрести самостоятельно, только придётся потратить время на поиск и покупку необходимых компонентов.

Необходимый теоретический минимум

Любая электронная конструкция содержит десятки, а то и сотни и тысячи компонентов: резисторы, конденсаторы, диоды, микросхемы и т.п. Все эти компоненты должны определённым образом электрически и механически соединяться между собой.

Самые простые схемы можно паять «на коленке» навесным монтажом, но такая конструкция получается некрасивой, запутанной, имеет сомнительную механическую жёсткость. Поэтому в любой серьёзной электронной конструкции должно быть что-то вроде шасси, на котором и монтируются все детали. В разные годы шасси изготавливались и из металла, из картона или фанеры, но в последние 20-30 лет технологическим стандартом шасси является печатная плата.

Печатная плата – это лист диэлектрического материала, на поверхности которого в определённой конфигурации нанесены полосы проводящего материала (обычно фольги). В качестве основы чаще всего применяют стеклотекстолит: он не горюч, обладает высокими диэлектрическими свойствами, недорог. В стеклотекстолите сверлят отверстия, в которые пропускают выводы деталей. С обратной стороны платы выводы припаивают к медным токопроводящим проводникам, которые определённым образом сконфигурированы. Благодаря пайке осуществляется механическая фиксация компонентов к плате, а благодаря медным токопроводящим дорожкам выводы деталей электрически соединяются между собой.

Конечно, медные дорожки-проводники можно в необходимых местах приклеить к плате стеклотекстолита. Но технологически проще сделать наоборот: взять лист текстолита с уже приклеенным сплошным слоем фольги и удалить фольгу с ненужных мест.

Удалить фольгу с ненужных участков можно механическим способом: сделав острым ножом прорези в необходимых участках. Однако этот способ трудоёмкий, травмоопасный, и подходит в первую очередь для самых несложных схем.

Фольгу можно удалить и химическим способом: достаточно погрузить плату в раствор, разъедающий медь (чаше всего применяется раствор хлорного железа). Только предварительно нужно защитить от воздействия растворителя те участки меди (будущие токоведущие проводники), которые необходимо сохранить. В качестве такого защитного средства иногда применяют лак, но удобнее рисовать дорожки специальным маркером. Также в практике электронщиков широкое распространение получила так называемая лазерно-утюжная технология (ЛУТ). При этом методе рисунок будущих токоведущих проводников печатается на лазерном принтере на специальной бумаге. Затем бумагу прикладывают к заготовке стеклотекстолита и проглаживают этот «бутерброд» утюгом: в результате частицы тонера остаются на заготовке и в последующем не будут протравлены растворителем.

Процесс удаления фольги называется травлением. Травление продолжается в зависимости от концентрации и температуры раствора от нескольких минут до часа. После окончания процесса плату промывают водой и удаляют защитный состав, под которым должны остаться медные проводники.

Затем производится сверление отверстий под выводы компонентов. Обычно используются микродрели и свёрла диаметром 0.8…1 мм. Медь быстро окисляется на воздухе, и это усложняет её пайку. Поэтому непосредственно перед пайкой плату необходимо как минимум зачистить мелкой шкуркой, сняв тем самым слой окислов. Но лучше всего покрыть медные проводники защитным составом – слоем припоя. Такой процесс называется лужением, и это позволяет сохранить высокую степень пригодности платы к пайке в течение нескольких лет.

В производственных условиях поверх токоведущих дорожек наносится также так называемая паяльная маска – слой защитного материала. Этот слой защищает токоведущие дорожки от случайных замыканий и повреждений. Только контактные площадки остаются свободными от маски, что позволяет легко производить их пайку.

Ещё один техпроцесс – шелкография – подразумевает нанесение на «лицевую» сторону платы специальной краской обозначений и надписей. Это упрощает жизнь монтажникам платы и специалистам по её ремонту.

Но в домашних условиях осуществить процессы нанесения паяльной маски и шелкографии сложно, поэтому мы этого делать не будем.

Всё, печатная плата готова. После этого на плату монтируются все компоненты, а потом припаиваются. Затем получившаяся конструкция настраивается и тестируется. На современных фабриках большинство этих процессов выполняют промышленные роботы, но мы – люди, поэтому всё будем делать своими руками.

Долгожданная практика

Гораздо интереснее делать не просто скучную печатную плату, а плату, на основе которой можно собрать практически полезное устройство. Мы будем делать простейший электромузыкальный инструмент – игрушечное пианино с 8 клавишами.

Материалы и компоненты, которые нам потребуются:

  • заготовка фольгированного стеклотекстолита размерами не менее 10×15 см; 
  • маркер (лучше лаковый) или лак для ногтей для защиты токоведущих дорожек (маркер можно найти в магазинах канцтоварах, а лак позаимствовать у мамы/подруги/жены); 
  • хлорное железо – порошка весом 100 грамм хватит за глаза; 
  • дрель и сверла диаметром 0.8, 1.0 и 1.2 мм; 
  • неметаллическая ванночка (глубокая миска) – в неё должна поместиться наша заготовка. Лучше найти какую-нибудь старую ненужную ёмкость, потому что после наших экспериментов её наверняка придётся выбросить или продолжать использовать для травления; 
  • резиновые перчатки для защиты наших рук от раствора.

Отметим, что в набор Мастер Кит NN201 входит заготовка с уже просверленными отверстиями, специальный фломастер и красивая красная баночка с хлорным железом весом 100г. Набор поставляется в пластиковом блистере, который служит отличной ванночкой для травления!

Для пайки потребуются:

  • паяльник, бокорезы, припой, флюс;
     
  • радиодетали, список которых приводится ниже.

Всё необходимое можно отыскать в магазинах радиотоваров или хозтоваров.

Схема-шаблон расположения токоведущих проводников печатной платы (вид со стороны фольги):

Подготовка печатной платы к травлению

Зачищаем плату со стороны слоя меди мелкозернистой наждачной бумагой (в крайнем случае, подойдёт грубый чернильный ластик) и обезжириваем спиртом или бензином;
Прикладываем шаблон к печатной плате и сверлим в необходимых точках отверстия;

Наносим маркером рисунок проводников и площадок для пайки деталей, ориентируясь на монтажную схему и просверленные отверстия, стараясь не слишком сильно «заляпать» руками фольгу (поэтому желательно работать в нитяных перчатках). В случае ошибок маркер легко смывается спиртовыми растворами. Размеры контактных площадок под выводы деталей можно сделать побольше (там, где позволяет место).

Удобно наносить рисунки при помощи линейки, в два слоя. После нанесения рисунков надо дать плате просохнуть около 10 минут, затем осмотреть плату и исправить возможные ошибки: дорисовать там, где слой получился тонкий, и проскрести шилом или толстой иглой места ошибочного слияния дорожек или контактных площадок.

Приготовление раствора и меры предосторожности

Теперь следует приготовить раствор хлорного железа. Для этого 100 граммов хлорного железа надо размешать примерно в 200-250 граммах (один стакан) тёплой воды. Не обязательно отмерять всё с точностью до грамма: процесс пойдёт и при несколько ином соотношении хлорного железа и воды, надо только учесть, что от концентрации раствора и его температуры зависит время травления платы.

При приготовлении раствора надо соблюдать основные правила безопасности:

  • работать в резиновых перчатках в проветриваемом помещении!;
  • не наклоняться близко к раствору: выделяются вредные пары!;
  • попадая на предметы, раствор оставляет несмываемые ржавые пятна, поэтому следует принять меры, чтобы порошок или раствор не попадали на окружающие предметы!;
  • готовить раствор следует в стеклянной или пластиковой посуде, но только не в металлической, ее раствор будет разъедать!;
  • размешивать раствор следует пластиковыми (очень удобны одноразовые ложки) или деревянными предметами (ненужный карандаш);
  • оптимальная температура раствора – 45-50 градусов;

Теперь всё готово к процессу травления платы.

Травление платы

  • Заливаем в ёмкость раствор хлорного железа;
  • аккуратно помещаем плату фольгой вверх в раствор таким образом, чтобы раствор с запасом 5-7 мм покрывал всю плату;
  • длительность процесса зависит от температуры и концентрации раствора и занимает от 10 до 30 минут. Желательно для уменьшения времени травления покачивать блистер, чтобы раствор перемешивался и был свежим в местах контакта с фольгой;
  • визуально наблюдаем за процессом травления: сначала начинают стравливаться участки фольги на краях платы и возле просверленных отверстий за счет того, что раствор в этих местах контактирует с фольгой не только на плоскости, но и на срезе фольги;
  • когда вся лишняя фольга стравится, аккуратно сливаем раствор в емкость для последующего использования или утилизации;
  • блистер с фольгой помещаем под струю теплой воды и тщательно промываем (в перчатках!) блистер и плату. Следим за тем, чтобы остатки раствора активно разбавлялись водой, прежде чем попасть в раковину, иначе останутся желтые пятна! Можно для начала поместить блистер в непищевую емкость с водой и начать в ней промывку;
  • промывать плату нужно в растворе любого моющего средства или мыла, для этого можно использовать поролоновую губку, смоченную водой и моющим средством;
  • окончательно промываем плату теплой водой, затем сушим ее бумажными салфетками;
  • удаляем защитный слой, нанесенный фломастером, с помощью спиртового раствора, нанесенного на губку или тряпку: протираем плату несколько раз, пока защитный слой не будет удален полностью;
  • еще раз тщательно промываем плату с моющим средством и высуши (см. выше). Если есть сомнения, попал ли на плату жир с рук или откуда либо еще, следует еще раз зачистить и обезжирить плату. После этого не нужно касаться фольги руками. Плата почти готова!

Лужение проводников платы (необязательный, но желательный процесс)

  • Покрываем проводники платы слоем спиртоканифольного флюса (СКФ) или нейтрального флюса ЛТИ-120;
  • лужение производится хорошо прогретым паяльником с плоским жалом;
  • погружаем жало паяльника в канифоль, затем берём на него немного припоя и прикладываем жало к дорожке;
  • держим жало несколько секунд – так, чтобы припой начал стекать с жала и растекаться по прогретому проводнику, и медленно продвигаем жало вдоль проводника, при этом припой должен тянуться за жалом и покрывать дорожку. Не надо втирать припой в дорожку: он растекается по ней сам, если дорожка достаточно прогрета. Скорость движения жала подбирается опытным путем.
  • Не следует держать жало паяльника на одном и том же участке платы дольше нескольких секунд: в противном случае медный проводник может отклеиться от платы;
  • отверстия должны оставаться свободными от припоя. Если припой закрыл отверстие, надо очистить жало паяльника, окунуть его в канифоль и приложить жало к такому отверстию;
  • подобным образом надо облудить все дорожки на плате.

Проверяем, правильно ли получились дорожки. Если ошибки все же есть, их можно исправить, перерезав ненужные дорожки острым ножом или напаяв вместо отсутствующих кусочки провода.

Теперь плата готова к установке и пайке компонентов.

Описание работы схемы

Рассмотрим схему нашей конструкции.

Схема построена на базе известной микросхемы NE555. Микросхема включена по классической схеме генератора, частота которого определяется ёмкостью С1 и сопротивлением между выводом «2» микросхемы и «+» питания. При нажатии кнопок SW1…SW8 в частотозадающую цепь микросхемы включаются разные подстроечные сопротивления – соответственно, динамик BA1 издаёт звуки различной тональности. В результате даже на таком элементарном музыкальном инструменте можно исполнить многие простые мелодии.

Настройка инструмента производится подстроечными резисторами VR1…VR8.

Схема электрическая принципиальная:

Монтажная схема (вид со стороны деталей):

Нам потребуются следующие детали, которые можно приобрести в магазине радиотоваров; все эти детали входят в состав набора NN201:

  1. IC1 (микросхема) NE555P – 1 шт.
  2. C1 (конденсатор электролитический) 10 мкФ – 1 шт.
  3. C2 (конденсатор керамический) 0.1 мкФ – 1 шт.
  4. R1, R2 (резисторы постоянные) 10 кОм 0.25 Вт – 2 шт.
  5. SW1-SW8 (кнопки) B3F4005 – 8 шт.
  6. R3-R10 (резисторы подстроечные) 3362P-1-103LF – 8 шт.
  7. SP1 (динамик) 0.5 Вт 8 Ом – 1 шт.
  8. B1 (клеммы батареи) – 1 шт.

Монтаж и пайка платы

  • устанавливаем на плату все компоненты, ориентируясь на список и монтажную схему;
  • обращаем внимание на правильную ориентацию микросхемы (ключ в виде полукруглой выемки в верхней части микросхемы должен быть ориентирован так, как указано на монтажной схеме) и электролитического конденсатора (минусовой вывод отмечен на его корпусе серой полосой и знаком «-»; на монтажной же схеме указан вывод «+» конденсатора);
  • чтобы детали не выпадали из печатной платы, загнём их выводы со стороны токоведущих дорожек;
  • обрезаем выводы компонентов. В идеале вывод не должен выступать более чем на 2-3 мм от оси отверстия.
  • припаиваем все выводы;
  • проверяем качество пайки: отсутствие непропаяных выводов и паразитных замыканий, при необходимости устраняем замеченные ошибки.

Включение и настройка

Подключаем к схеме динамическую головку и батарею типа «Крона». Если плата изготовлена верно, и пайка произведена безошибочно, то при нажатии на каждую из кнопок динамик должен воспроизводить звук. Теперь осталось настроить подстроечными резисторами VR1-VR8 тональность звучания каждой из восьми кнопок, ориентируясь на настоящее пианино или синтезатор (можно установить на телефон или планшет соответствующую программу) или собственный слух.

Настройку следует начинать с резистора VR8. Он соответствует самому высокому тону. Нажимаем кнопку SW8 и вращаем тонкой отверткой резистор VR8. Звук из динамика должен соответствовать какой-нибудь ноте второй октавы, например До. Следующая нота должна быть полутоном ниже – Си первой октавы. Нажимаем кнопку SW7 и вращаем резистор SW7, следующая нота – ниже на тон, и так далее с каждой кнопкой. После настройки всех восьми нот получится полная октава.

Теперь можно насладиться результатом работы и попробовать сыграть несколько простых мелодий!

Приложение: фотогалерея процесса травления платы

1. Зачищенная плата с отверстиями.

2. Плата с нанесенным фломастером рисунком проводников.

3. Плата в блистере с раствором хлорного железа сразу после погружения. Температура раствора около 45 градусов.

4. Начало процесса травления — первыми подтравливаются края платы и плата вокруг отверстий (примерно через 5 мин.).

5. Продолжение процесса — примерно через 10 мин. Не забываем покачивать блистер для ускорения травления.

6. Травление почти закончено, остались небольшие участки с тонким слоем фольги. Примерно через 15 мин.

7. Травление закончено. Примерно через 20 мин.

8. Отмытая плата до удаления следов фломастера

9. Следы фломастера удалены, проводники еще не луженые.

10. На проводники нанесен флюс, после чего они облужены.

11. Проводники облужены, флюс отмыт. Плата готова к установке и пайке компонентов.

12. Вид со стороны пайки после установки компонентов.

13. Устройство собрано.

Мастер Кит

LifeElectronics
Россия
EQX80N-NN201по запросу
TradeElectronics
Россия
EQX160N-NN201по запросу
EQX40-NN201по запросу
Электронные компоненты. Бесплатная доставка по России
Для комментирования материалов с сайта и получения полного доступа к нашему форуму Вам необходимо зарегистрироваться.
Имя
Фрагменты обсуждения:Полный вариант обсуждения »
  • Ну что сказать, статья полезная, может кому и пригодится. Дело в том, что нынешнее поколение "радиолюбителей" занимаются в основном кнопко- тыканьем". В своё время я прошел через всё описанное в статье и пришел к своему мнению. А два года назад делал ЦАП на ТДА1543А, так дорожки даже для ДИР9001 гравировал вручную под бинокуляром (а у неё с каждого бока на длине 10 мм 15 выводов! Потому что мне легче и удобнее делать так, чем применять ЛУТ или др. технологии. А молодёжь необходимо заинтересовывать, в том числе и тем, о чем статья.
  • Очень полезная статья ... в плане познания и личного опыта ... когда такой кусок текстолита дотравится ... под дорожками , писанными маркером , уже нечего будет ловить ... и вы получите найценнейший личный опыт :D ...
  • Ты не прав... Размер платы не имеет значения, если объём и концентрация раствора нормальные. Да и маркеры разные бывают :) Я , правда, ЛУТю, а маркер только для мелких дефектов, но заметил, что у перманентных качество дорожки напрямую зависит от цены...
  • вчера дал ссылку на эту статью своему радиолюбителю, он обещал посмотреть, может и сделаем , как первый блин:) Можете счесть за придирку-размер платы надо уменьшить в три раза. Считаю, надо с самого начала приучать разумно использовать материал.
  • Не согласен с одним - плату помещают в раствор фольгой вниз, а не вверх.
  • Я прав ... пока дотравливаешь подобные неоднородности ... основным дорожкам приходит финиш даже под нитрой ... с этим сталкивались все кто травит ... это зачастую было связано с включениями золота в медь ... чем меньше пустых плошадей тем качественней плата ... [url]http://www.rlocman.ru/i/Image/2015/10/22/Handmade_10.jpg[/url]
  • Послушай vishz, он правильно сказал, если фольгой вниз, то граница травления почти перпендикулярна плате, да и перемешивать не нужно... Я приклеиваю двухсторонним скотчем к пенопласту и в плавание... Ну а насчёт "неоднородностей", то что ты показал, это не то, это простой недотрав, а вот когда кругляки с чёткими краями... так они и на маленькой платке бывают, их не надо дотравливать, удалить механически и всё. В ЛУТе ещё бывают следы от подложки, это хуже, но на среднем этапе и их можно поскоблить... Другое дело экономия текстолита... Для музыкальной клавы она вредна, а вот закрасить неиспользуемые поверхности полигонами - это правильно, можно и на массу посадить, тогда раствор проживёт гораздо дольше, да и раствор давно нужно сменить на персульфат амония, гораздо меньше грязи,, а качество не хуже...
  • Для начинающих статья думаю будет познавательна. Да конечно, медь тяжелей раствора и падает вниз. Но для начинающих нужно пояснить, что в случае помещения платы фольгой вниз, плата должна плавать на поверхности раствора хлорного железа либо за счёт поверхностного натяжения, когда аккуратно кладется на поверхность раствора, пока сухая. Или скотчем приклеиваем к ней сверху деревяшку, хорошая мысль с пенопластом. В дальнейшем, если сие хобби затянет, можно изготовить вертикальную кювету из двух листов оргстекла залить в неё раствор и плату подвесить вертикально, достоинство - сквозь стенку кюветы сразу видно на какой стадии процесс травления, не зависают пузырьки воздуха (когда плата кладется плавать на растворе, бывает остаются пузыри воздуха и их сразу не видно) мешающие травлению. К кювете приклеить микродвигатель с эксцентричным грузом, при подаче на микро двигатель небольшого напряжения от блока питания, за счет вибрации кюветы раствор лучше перемешивается и процесс травления ускоряется. По поводу маркера для начала пойдет, но подтравление неизбежно. Когда-то для рисования использовал клей БФ-2 подкрашенный пастой из стержня для шариковой ручки и немного разбавленным спиртом (БФ-2 для склейки цветных металлов и температурный коэффициент расширения близок к меди, не отлетал даже в кипящем растворе медного купороса и соли), а наконечником была спиленная медицинская игла, сейчас конечно это анахронизм, да и клей БФ-2 в продаже не найти. ЛУТ по своему хорош, но много мороки с подбором бумаги и режимов проглажки утюгом и т.п. Но качество неизмеримо выше, любого ручного рисования. Тем не менее попробовав пленочный фоторезист с ультрафиолетовыми лампами "для детектора купюр" я понял , что к ЛУТ уже нет возврата, хотя есть свои проблемы и тонкости в технологии (наклейка без пузырьков, получение качественной, с высокой плотностью чёрного маски).
  • mocart, 100% поддерживаю по п.7. Десятки раз убеждался в этом уже давным-давно. Serg_H, также в молодости рисовал , а еще лаком с пастой. Только не иглой, а райсфедером тоненьким или вытянутым кончиком стерженька шар. ручки. По поводу встряхивания платы: вполне подходит вибратор от сотика. Который таблеткой- трясется уже от 6 вольт, а моторчиком- от 7 в.
  • А я в "детстве" рисовал стеклянным рейсфедером и нитрой, перепробовал всё и остановился на обрезанной игле от старых шприцев, припаянной под 45гр к массивной медной рукоятке, а рисовал слегка разбавленным битумным лаком, тоже отлично держится. Согласен, фоторезист - это самое высокое качество, но слишком много гемора, нужны дополнительные материалы и приспособы, да и сам ФР или оптом закупать или дорого заказывать, а в рознице продаётся не везде... То ли дело УТЮГ :)
  • Добрый день! Недавно открыл для себя метод перенесения изображений подходящий даже для таких как я: перфекционистов-рукожопов Этапы: Лазерным принтером по подложке от самоклейки, скотчем, утюгом, хлорным железом. [I]До этого сделал несколько плат стандартным ЛУТом: с помощью фотобумаги (или журнальной), но были проблемы. Дорожки или недопечатывались, или расплывались, или все вместе; бумага после отмокания не полностью скатывалась. Короче перед травлением приходилось еще около часа горбиться над платой с маркером и иголкой.[/I] Собственно о новом методе: 1. Лазерником печатаю на подложке от штрих-кодовых наклеек. (прямое незеркальное изображение) 2. Аккуратно наклеиваю сверху обычный канцелярский скотч. И разглаживаю (чтобы не было пузырей). Снимаю скотч. Тонер должен полностью уйти с бумаги. Если не ушел бумага не годится. 3. Наклеиваю скотч на подготовленную медь будущей платы. Опять-же нужно следить чтобы скотч приклеился максимально плотно, иначе дорожки расплывутся. 4. Утюжу плату. Температуру утюга отрегулировал примерно на 120 градусов. (проверял термоусадкой, еле-еле начинала кукожиться). Потом даю остыть плате и потихоньку снимаю скотч. Прелесть данного метода в том, что если что-то не перенеслось на медь, можно скотч вернуть на место и догреть. Одну из плат так 4 раза доводил. Только нужно помнить, что перед сниманием скотча нужно дать остыть плате, а перед нагреванием все плотно приклеить. 5. В зависимости от скотча на плате помимо тонера может остаться скотчевый клей. Растворителями его нельзя удалять, т.к. уйдет полезный тонер. Я применил обычное растительное масло. Нанес на плату ровным слоем, дал постоять 3-5 мин. после все смыл обычным моющим для посуды. 6. Травление, сверление, лужение. На фото ниже макетная плата-переходник для альтеровского ПЛИСа. 64 ноги, толщина дорожки 0.2мм, и между дорожками 0.2мм. Недостатки: 1. Небольшая ширина изделия. (максимальная ширина скотча) 2. При печати на подложке незапекшийся тонер может отскакивать еще в принтере и засорять картридж.
  • Скотч тут очень мне не нравится,2 лишних движения.Хотя качество платы на высоте.Давно печатаю на подложке от самоклейки хозяйственной,та,что 50см шириной. Только печатать нужно оригинальным тонером,поддельный,да,не долипает,скатывается. И по фэн-шую)) плату нужно травить вертикально,подвесив на скрепку в оболочке.
  • Не знаю, можно бы и попробовать, но геометрия и так нарушается, сначала в принтере, потом при нагревании, а здесь лишний посредник... Я сразу начал печатать на подложке от самоклеек, они бывают "вощщёные" и с полимерным покрытием, у первых плохо тонер держится, но хорошо переводится, у вторых тонер не осыпается, но при перегреве полимер остаётся на плате... На 0,2 мм пока не замахивался, но 0,4 - легко... Ты ж сам видишь какие кривые края, 0,2 - это для фоторезиста :)
  • Чтобы снизить вощение я обычно прокаливаю с лица его утюгом . Вот интересно чем бы понизить его химически , но без вреда лазернику . Никто не знает ?
  • А если слегка нахлеснуть скотч друг на друга при наклейке на рисунок , если минипропуски и будут можно редактировать маркером . В две полосы может прокатить . И ещё , пробовал на самой полимерке от самоклейки печатать - нормально , только вот прогреть видьмо не удалось . Пришла мысля , а на рентгеновской плёнке никто не пробовал печатать ?
  • Неоправданно заморочно со скотчем, ИМХО. А неужели скотч не плавится при 120 гр. ?
  • Надо минимизировать посредников,которые привносят искажения,это в широком смысле. В домашних условиях,без больших вложений,ничего лутше ЛУТа не видно,ФР это тоже немного ЛУТ,без нагрева,ака Утюга не обойтись.
  • Ну может там было 110.. Я проверял термоусадкой (на ней написано 125 градусов) и мокрой рукой. Термоусадка усажывалась, рука шкварчала... А стотч не плавился. До этого пробовал использовать термостойкий скотч. Тот и паяльника не боится. Но у нас максимальный - 25мм, да и дорогой он. А насчет заморочистости и неоправданно большого количества посредников - На вкус и цвет... Я так смог компенсировать излишнюю кривизну своих рук. Для тех у кого нет с этим проблем - скотч лишний.
Полный вариант обсуждения »