Михаил Сергеев
Заинтересовал меня DIY-гаджет под названием RF-TOY, купить который можно здесь, у автора этого открытого проекта или на Родине под названием MP1516 RFToy — Универсальный Ардуино совместимый радиомодуль.
Фактически это специализированная плата Ардуино на ATmega 328P, 8 МГц, заточенная под эксперименты с передачей данных по радиоканалу – либо бюджетному 433 МГц, либо «продвинутому» 2.4 ГГц. Подкупило наличие небольшого, но графического экрана и возможность визуализировать процессы. Изучение начал с простого — управления радиорозетками.
Сам модуль размером со спичечный коробок, в комплекте дополнительно приемник и передатчик на 433 МГц с амплитудной модуляцией (ASK), литиевая батарейка.
Чтобы заработал приемник 433 необходимо питание 5 В от USB. Также есть разъем для установки радиомодуля nRF24L01 (приобретается отдельно) и ряд свободных и служебных ног микроконтроллера, выведенных на край платы. Назначение на рисунке.
Подробнее можно посмотреть на указанных сайтах. Там же есть и хороший ролик. На английском, но, в принципе, все понятно. Подключается IDE Arduino без особенностей, через USB; микросхема USB-адаптера – CH340. Плата прошивается как «Arduino Mini w/ ATmega328», 8 МГц, а библиотеки и примеры скачиваются с GitHub и устанавливаются стандартно.
Я установил пример с названием: RFToy_RFRecorder. Это скетч, который позволяет запомнить до 7 комбинаций команд пульта Включить и Выключить, то есть можно перехватить управление семью радиорозетками или радиопатронами для лампочек.
После включения первый экран выглядит так:
Подкупают заботливо описанные функции каждой кнопки модуля, не забудешь.
Различается длина нажатия на кнопки. Клик и удержание (длинное нажатие).
Я кликнул «ОК» и попал в рабочее меню, где с помощью длинных нажатий на кнопки S1 или S2 можно записать коды кнопок включения и выключения. А короткими кликами потом можно управлять. На экране также есть подсказка. Зажимаю S3 и попадаю в режим записи кнопки включения.
Записываю код кнопки, подношу брелок (пульт тоже есть в моем комплекте), нажимаю…
Код считался и на экране выглядит вот так:
Теперь запишем код кнопки выключения и нажимаем левую кнопку платы.
Код выключения пишется «поверх» кода включения, и суммарная командная строка становится такой:
Остается теперь короткими нажатиями на кнопки включать и выключать радиорозетку с модуля RFToy.
Да, проверяю — работает!
Далее можно заполнить все ячейки памяти модуля. Нажимаем «ОК» выбираем свободную ячейку и повторяем запись.
Ниже видно, как заполняются ячейки. Вторая строка относится к соседней кнопке пульта.
Теперь, переключаясь между строками, можно выбирать необходимый канал управления.
Интересно, на строках 3 и 4 команды включения и выключения записаны по отдельности. Явно в конце строки у нас пишется адрес устройства, а код кнопки пишется то в первые шесть знакомест, то во вторые.
Посмотрим, что интересного есть в скетче.
#include SPI.h
#include RCSwitch.h
#include «U8glib.h»
#include avr/eeprom.h
Видим, что используются популярные библиотеки для вывода на экран, управления передачей данных RCSwitch и записи в EEPROM. Действительно, после выключения питания считанные данные не теряются.
// определяем используемый дисплей. Разрешение 128х64 точки
U8GLIB_SSD1306_128X64 u8g(U8G_I2C_OPT_NONE);
Далее весьма аккуратно написанный код. Сначала описываются все необходимые функции, типа определения времени нажатия на кнопку, записи и чтения EEPROM, записи и воспроизведения кода кнопки, вывода информации на экран и другие.
В постоянном цикле крутится только отслеживание нажатия кнопок управления.
Вероятно, кому-то захочется вынести управление модулем на внешние органы управления, например, использовать дублирующий настенный выключатель, Сделать это можно примерно так:
- Выбираем свободный вывод микроконтроллера, программно подтягиваем его к 1, а выключателем коммутируем вход на общий провод (подаем логический 0) для состояния Включено и размыкаем (возвращаем логическую единицу) для состояния Выключено.
- Далее нужно определить номер строки (1-7) с необходимым кодом и записать его в переменную… Хотя не думаю, что это всем интересно, если возникнут конкретные вопросы — обратитесь, пожалуйста, в службу техподдержки Мастер Кит со ссылкой на эту статью. Вместе разберемся.
Успехов!