Altinkaya: турецкие корпуса для РЭА
РадиоЛоцман - Все об электронике

Электродвигатель - это датчик! Часть I: технологии stallGuard и coolStep от Trinamic

Trinamic TMC2130-LA

Микросхемы для управления шаговыми двигателями от компании Trinamic хорошо знакомы отечественным разработчикам. Они отличаются широким функционалом, позволяют максимально упростить создание приводов и сократить время на разработку. Одним из факторов популярности драйверов и контроллеров Trinamic стали встроенные фирменные технологии: stallGuard2™, coolStep™, spreadCycle, stealthChop™, dcStep™, microPlyer™, sensOstep™. В данном цикле статей мы попробуем рассказать о каждой из этих технологий, чтобы помочь разработчикам, которые только знакомятся с продукцией компании Trinamic.

Выбираем схему BMS для заряда литий-железофосфатных (LiFePO4) аккумуляторов

Фирменные технологии TRINAMIC рассматривают двигатель как датчик
Рис. 1. Фирменные технологии TRINAMIC рассматривают
двигатель как датчик.

Шаговые двигатели наравне с бесколлекторными двигателями являются основой современных подвижных механизмов, начиная от игрушек и заканчивая медицинским и промышленным оборудованием. При этом шаговые двигатели оказываются проще в обращении и управлении, что делает их чрезвычайно привлекательными для широкого круга пользователей.

Для построения сложных прецизионных систем, таких как, например, станки с числовым программным управлением (ЧПУ), необходимо обеспечить максимальную точность позиционирования и плавность движения. Для этого потребуется не только создать силовую схему, но и как следует потрудиться с программными алгоритмами. К счастью, появляются интегральные микросхемы, в которых встроены все необходимые компоненты – от микроконтроллера и системы питания до силового каскада и программных функций. Примером таких решения являются драйверы и контроллеры шаговых двигателей от Trinamic.

Если рассмотреть номенклатуру продукции Trinamic, то окажется, что для каждой из микросхем производитель указывает не только базовые характеристики, понятные даже начинающему электронщику (рабочее напряжение, ток, число шагов, корпус и т. д.), но и перечень поддерживаемых фирменных технологий: stallGuard2™, coolStep™, spreadCycle, stealthChop™, dcStep™, microPlyer™, sensOstep™. Что это за технологии? Зачем они нужны? Если для опытных разработчиков, давно работающих с драйверами Trinamic, ответы на эти вопросы очевидны, то у новых пользователей могут возникнуть трудности. В данном цикле статей мы последовательно разберем каждую из перечисленных технологий и попробуем помочь разработчикам, которые только знакомятся с продукцией компании Trinamic.

Микросхемы драйверов шаговых двигателей от TRINAMIC
Рис. 2. Микросхемы драйверов шаговых двигателей от TRINAMIC.
 
Микросхемы контроллеров шаговых двигателей от TRINAMIC
Рис. 3. Микросхемы контроллеров шаговых двигателей от TRINAMIC.

Системы управления шаговыми двигателями с замкнутым контуром обратной связи нуждаются в датчиках положения, что значительно усложняет и удорожает схему привода. Системы с разомкнутым контуром обратной связи не используют датчиков положения. С одной стороны они оказываются дешевыми, а с другой стороны им недостает точности, следовательно, их нельзя применять в прецизионных приложениях. Системы управления, использующие фирменные технологии TRINAMIC, занимают промежуточное положение между замкнутыми и разомкнутыми системами, так как используют только один датчик – сам двигатель.

«Электродвигатель – это датчик!» – девиз, который помещен на странице веб-сайта TRINAMIC. И это не просто слова, так как контроллеры и драйверы от TRINAMIC действительно получают всю информацию о параметрах вращения из сигналов обратной ЭДС и токов обмоток. Полученные данные позволяют добиться прецизионного управления мотором. В настоящий момент TRINAMIC предлагает шесть базовых технологий:

  • stallGuard2™ – основополагающая технология, позволяющая оценивать момент на валу двигателя по обратной ЭДС и токам обмоток;
     
  • coolStep™ – вторая по важности технология, позволяющая оптимизировать ток обмоток с учетом прикладываемой нагрузки;
     
  • spreadCycle™ – технология, позволяющая обеспечивать прецизионное плавное движение двигателя;
     
  • stealthChop™ – технология, обеспечивающая беспрецедентное снижение шума до уровня характерного для обычных двигателей постоянного тока;
     
  • dcStep™ – технология, гарантирующая защиту от пропуска шагов и от потери положения вала двигателя;
     
  • microPlyer™ – технология разбиения шагов управления на 16 дополнительных микрошагов с автоматической подстройкой длительности.

В данной статье мы рассмотрим две основополагающие технологии stallGuard2™ и coolStep™. Начнем с базовой технологии stallGuard2™, которую используют практически все остальные.

stallGuard2™ – технология, позволяющая измерять нагрузку на валу двигателя. На самом деле название этой технологии весьма говорящее. Применительно к двигателям слово «stall» в переводе с английского означает «останавливаться», а сама stallGuard первоначально разрабатывалась как программная альтернатива концевым датчикам. Когда подвижный механизм упирается в препятствие, нагрузка двигателя возрастает, что и обнаруживает stallGuard. Однако сейчас данная технология шагнула далеко вперед и позволяет использовать получаемые измерения в качестве сигналов обратной связи для прецизионного управления движением. Рассмотрим принцип работы stallGuard.

Схема измерения определяет электрическую энергию, подаваемую в двигатель (EI) и энергию, которая возвращается в источник питания (EB) (Рис. 4). Разница между этими показателями определяет энергию, которая была передана механической системе (EM). stallGuard2 контролирует значение EB, и, если оно приближается к нулю, это значит, что вся энергия передается в систему и подвижный механизм, скорее всего, уперся в препятствие.

Принцип измерения нагрузки двигателя в технологии StallGuard2 от TRINAMIC
Рис. 4. Принцип измерения нагрузки двигателя
в технологии StallGuard2 от TRINAMIC.

Любой электродвигатель имеет потери, поэтому часть энергии рассеивается в виде тепла ET (Рис. 5). Кроме того, в разных приложениях используются разные двигатели, которые отличаются по параметрам и работают при разных условиях с различной нагрузкой. Чтобы учесть эти особенности, вводится коэффициент ограничения SGT.

Настройка параметров StallGuard2
Рис. 5. Настройка параметров StallGuard2.

Коэффициента SGT определяет максимальный допустимый момент на валу в данном конкретном приложении (Рис. 6). Если момент превышает это значение, можно считать, что двигатель остановился. После того, как значение SGT задано, StallGuard2 пересчитывает величину ST таким образом, чтобы при максимально допустимом моменте его значение было равно нулю. Обычно SGT выбирают с некоторым запасом с учетом калибровки.

Оценка показаний StallGuard2
Рис. 6. Оценка показаний StallGuard2.

Калибровку системы управления проводят при работе двигателя без нагрузки (Рис. 7). Подробно рассматривать механизм калибровки мы не станем, скажем лишь, что ее следует выполнять в среднем диапазоне частот, что связано с особенностями измерения обратной ЭДС двигателя. Дело в том, что при низких частотах значение обратной ЭДС двигателя оказывается слишком мало и работа StallGuard2 затруднена. При больших частотах также возникают проблемы. Поэтому эффективная работа StallGuard2 возможна только в среднем диапазоне частот.

Особенности настройки параметров StallGuard2
Рис. 7. Особенности настройки параметров StallGuard2.

coolStep™– еще одна базовая технология от Trinamic. Она позволяет управлять током питания обмоток с учетом прикладываемой нагрузки.

Если не углубляться в тонкости, то принцип работы coolStep достаточно прост. Микросхема драйвера с помощью StallGuard2 определяет нагрузку на двигателе и ток в обмотках, а coolStep использует эти данные для подстройки тока (Рис. 8). Если нагрузка растет, ток увеличивается. И наоборот, если нагрузка падает, то ток уменьшается вслед за ней.

Принцип работы технологии coolStepот TRINAMIC
Рис. 8. Принцип работы технологии coolStepот TRINAMIC.

Использование coolStep дает следующие преимущества:

  • Повышение КПД до 75%;
  • Минимизация перегрева двигателя;
  • Возможность отказа от принудительного охлаждения двигателя;
  • Возможность использования менее мощных и менее дорогих двигателей.

coolStep поддерживает оптимальное значение тока, что позволяет снизить потери, и, как следствие, значительно повысить КПД системы. В примере, представленном на Рис. 9, на частотах выше 60 об/мин использование coolStep приводит к росту КПД на 20%. Здесь стоит отметить, что, так как данная технология использует данные от StallGuard2, она также эффективно работает только на средних частотах.

Повышение КПД при использовании coolStepTRINAMIC
Рис. 9. Повышение КПД при использовании coolStepTRINAMIC.

Технология coolStep позволяет значительно снизить избыточное тепловыделение, что становится важным преимуществом при создании лабораторного медицинского оборудования, в котором требуется поддержание высокой стабильности температуры.

Стоит отметить, что технологии StallGuard2 и coolStep являются базовыми для остальных интеллектуальных технологий от TRINAMIC, о которых будет рассказано в следующей статье.

Характеристики микросхемы драйвера шагового двигателя TMC2130-LA:

  • Интерфейс управления: Step/ Dir;
  • Диапазон питающих напряжений: 4.75…46 В;
  • Постоянный выходной ток (среднеквадратичный): 1.2 А;
  • Пиковый выходной ток: 2.5 А;
  • Коммуникационный интерфейс: SPI;
  • Поддерживаемые фирменные технологии: stallGuard2™, coolStep™, stealthChop™, spreadCycle™, dcStep™, microPlyer™;
  • Диапазон температур кристалла: –40…125 °C;
  • Корпусное исполнение: 5 × 6 мм QFN36.

Посмотреть более подробно технические характеристики драйверов шагового двигателя от Trinamic

Часть 2

15 предложений от 8 поставщиков
Микросхема: IC MTR DRV BIPOLAR 5.5-46V 36QFN
Akcel
Весь мир
TMC2130-LA-T
от 207 ₽
TMC2130-LA-T
TRINAMIC
263 ₽
T-electron
Россия и страны СНГ
TMC2130-LA-T
TRINAMIC
315 ₽
EIS Components
Весь мир
TMC2130-LA-T
335 ₽
Электронные компоненты. Бесплатная доставка по России
Для комментирования материалов с сайта и получения полного доступа к нашему форуму Вам необходимо зарегистрироваться.
Имя
Фрагменты обсуждения:Полный вариант обсуждения »
  • Думаю Все согласятся - интересная статья, познавательная! Но самое заманчивое в ней - название, зашол только из за него, написать, что писал (Д.......ик)
  • Использовал мелкий шаговичок в качестве энкодера. Простая схемка с компараторами и D-триггером для определения направления вращения. Вращаешь вал рукой - на выходе импульсы. Все хорошо, кроме двух вещей. Первое - чем медленнее крутишь, тем слабее сигнал от двигателя. Второе - такое решение очень чувствительно к механическим воздействиям. Например, достаточно щелкнуть по движку пальцем, чтобы он выдал на своих обмотках короткий импульс. И этот импульс надо как-то фильтровать. По этим двум причинам от такого решения пришлось отказаться. Но если есть острая необходимость - можно использовать. Еще один "лайфхак" - использовать движок от HDD или CD-ROM в качестве источника настоящего трехфазного напряжения. На выходах обмоток - настоящие синусоиды со сдвигом в 120 градусов, как и должно быть. Вращаем движок, например, коллекторным моторчиком (да хотя бы дрелью или шуруповертом), и имеем почти бесплатный генератор синусоидального сигнала. Такое решение может пригодиться, например, при проведении экспериментов. Не у всех ведь есть доступ к лабораторному генератору ...
  • И еще, читал я как-то про изобретательного дядьку. Перед ним стояла задача - узнать, приходил кто-то к нему домой или не приходил, пока он был на работе. Как узнать ? Оказывается, просто. Берется моторчик, он вращает шкив через редуктор. Моторчик размещается в квартире, поближе к входной двери (чтобы провода были короче) на высоте, допустим, в 1.5 метра от пола. На шкив наматывается нитка, на конце нитки - маленький грузик. Моторчик включается, если нажать на кнопку дверного звонка. Итак, перед уходом на работу приводим дивайс в "сторожевое" состояние - просто опускаем грузик на пол. Если в течение дня никто не приходил и в звонок не звонил, то хозяин, придя с работы, так и обнаружит грузик лежащим на полу. Но вот если кто-то таки позвонит в дверь, то запустится моторчик, повернет шкив и поднимер грузик. Так он и останется поднятым до прихода хозяина. Так нельзя узнать, конечно же, сколько раз позвонили в звонок, но факт того, что позвонили, фиксируется гарантированно. В самом деле, чем не датчик ? Вообще, электродвигатель - интересная штука. Еще одно забавное применение (не датчик, да простит мне почтеннейшая публика). Речь пойдет о тормозе. Допустим, вы наматываете трансформатор тонким обмоточным проводом. Провод берется со свободно вращающейся катушки. Задача - обеспечить натяжение провода. Решается так. Берем коллекторный моторчик и его вал связываем с катушкой. Можно даже без редуктора. Если моторчик обесточен, то он не оказывает влияния на вращение катушки. А теперь запитаем его обмотку. Но не номинальным напряжением, а допустим, в пару вольт. Моторчик при этом может даже не вращаться, но теперь при вращении катушки он будет создавать тормозящий момент (или ускоряющий, в зависимости от полярности его включения). Подбирая напряжение на обмотке, можно плавно регулировать тормозное усилие. Вот и все. Никаких пружин, сложной механики и проч. Знай себе подбирай усилие, меняя напряжение на обмотке. Вот так :)
  • Ну факт срабатывания хоть раз звонка можно и проще решить. Но это дело вкуса и того что есть под рукой. А вот с тормозами широко применяется( как сейчас не знаю, не сталкивался уже) в различных станках, а так же в "бобинных" трехдвигательных магнитофонах. Не самоделках. Давно это было....
  • "Так нельзя узнать, конечно же, сколько раз позвонили в звонок, но факт того, что позвонили, фиксируется гарантированно." Достаточно подвести к кнопке звонка нейтраль и фазу - по количеству тел у порога можно посчитать сколько раз звонили в звонок... :-)
  • и не только сколько раз - но и кто конкретно. Очень остроумно!
  • Так эксперименты под угрозой - стоит стукнуть пальцем !
Полный вариант обсуждения »