LinTai: качественные китайские корпуса и каркасы
РадиоЛоцман - Все об электронике

К 100-летию корпорации Panasonic. Путь Коносуке Мацусита. Часть 1

Журнал РАДИОЛОЦМАН, март 2018

Юрий Петропавловский

Всемирно известная компания Panasonic была основана 7 марта 1918 года в районе Фукусима-ку префектуры Осака под названием Matsushita Electric Housewares Manufacturing Works. Основателем компании был 23-летний предприниматель Коносуке Мацусита (Konosuke Matsushita, 1894-1989 гг.), именем которого на протяжении десятилетий и называлась компания и ее многочисленные подразделения по всему миру. Коносуке Мацусита контролировал всю деятельность компании практически до своей смерти в 1989 году и оказал существенное влияние на развитие всей радиоэлектронной и электротехнической промышленности не только в Японии, но и во всем мире.

Сравнительное тестирование аккумуляторов EVE Energy и Samsung типоразмера 18650

Коносуке Мацусита родился 27 ноября 1894 года в семье мелкого землевладельца Масакусу Мацусита в маленькой деревне Васамура (сейчас является частью г. Вакаяма) в префектуре Вакаяма. Коносуке был самым младшим ребенком в семье, на то время у него уже было пять сестер и три брата. Судьба не баловала Коносуке с детства, несчастья обрушились на семью Мацусита, когда ему было четыре года – его отец в результате неудачных спекуляций лишился своих рисовый плантаций и всех построек. Семья была вынуждена переехать в маленький дом в г. Вакаяма, а через год (в 1900 г.) от болезни умер один из его старших братьев. В 1901 году, когда Коносуке пошел в начальную школу, от болезни умирают его второй брат и сестра. В 1902 году его отец переезжает в Осаку, где ему удалось получить работу в частной школе для слепых и глухонемых, а через два года 9-летнему Коносуке, еще не закончившему четвертый класс, пришлось покинуть школу, попрощаться с матерью и поступить подмастерьем в магазин, торгующий древесным углем и жаровнями в Осаке.

Рабочий день Коносуке начинался перед рассветом. Он приводил в порядок магазин, чистил жаровни, присматривал за детьми хозяина, и так до поздней ночи. Через год магазин обанкротился, а Коносуке поступил подмастерьем в другой магазин, торговавший велосипедами. В то время велосипеды были предметами роскоши и поступали из Великобритании. В магазине были оборудованы рабочие места для металлообработки, и Коносуке быстро научился работать на токарном станке, освоив навыки слесаря.

В магазине велосипедов Goda Bicycle Shop Коносуке проработал пять лет. За это время умер его отец, в 1913 году умерла и его мать Току Мацусита. Впоследствии в разные годы в молодом возрасте умерли и все остальные братья и сестры. Коносуке, несмотря на слабое здоровье, оказался единственным выжившим в семье Мацусита, однако ему суждено было стать одним из самых знаменитых и признанным предпринимателей и менеджеров мира.

В 1910 году Коносуке покидает магазин велосипедов и поступает на работу в компанию Osaka Electric Light Company в качестве помощника монтера по внутренней электропроводке. После победы Японии в войне с Россией 1905 года Осака начала стремительно преобразовываться, электричество уверенно заменяло газ, появились первые трамваи. Через год Коносуке уже был техником по установке – самым молодым (в 15 лет) на этой должности в компании. Работая в Osaka Electric Light на протяжении ряда лет, Коносуке участвовал в переоборудовании театров в кинотеатры, а также занимался монтажем электропроводки в домах состоятельных жителей. Параллельно он посещал занятия в торгово-промышленной школе Кансай в Осаке, закончив обучение в 1914 году.

Во время практической работы по прокладке электрической проводки в зданиях и жилых домах Коносуке столкнулся с необходимостью подключения различных электротехнических приборов в помещения, в которых было освещение, но не было штепсельных розеток. Для этих случаев он разработал собственную конструкцию штепселя, позволяющего подключать электроприборы к сети через ламповые патроны. Коносуке предлагал руководству Osaka Electric Light наладить производство таких штепселей, однако не встретил понимания, что и побудило Коносуке создать собственное предприятие.

К 100-летию корпорации Panasonic. Путь Коносуке Мацусита
Рисунок 1. Все сотрудники компании Matsushita Electric Housewares Manufacturing
Works в 1917 году. В заднем ряду слева направо: Коносуке Мацусита,
Тосио Иуэ (будущий основатель Sanyo Electric), Мумено Мацусита.

К моменту ухода из Osaka Electric Light Коносуке, будучи на хорошо оплачиваемой должности инспектора, был уже женат на Мумено Иуэ (Mumeno Iue), с которой его познакомила сестра (свадьба состоялась 4 сентября 1915 года). В июне 1917 года Коносуке, его жена Мумено и брат жены Тосио Иуэ отрыли магазин и мастерскую электротоваров в крошечной двухкомнатной квартирке в восточной части Осаки. Предприятие носило громкое название Matsushita Electric Housewares Manufacturing Works. Всех сотрудников компании можно увидеть на старой фотографии на Рисунке 1.

К 100-летию корпорации Panasonic. Путь Коносуке Мацусита
Рисунок 2. Первое отдельное помещение будущей корпорации Panasonic.

Кроме членов семьи в мастерской над изготовлением штепселей трудились еще два нанятых работника, однако продаж едва хватало на питание. Компания была близка к банкротству; спас положение крупный заказ на 1000 изоляционных монтажных плат для вентиляторов. Выполнение заказа дало возможность перевести производство из квартирки в свое первое отдельное помещение – небольшое двухэтажное строение (Рисунок 2), в котором и начала свою работу будущая корпорация Panasonic.

К 100-летию корпорации Panasonic. Путь Коносуке Мацусита
Рисунок 3. Штепсель с ламповым цоколем.

Первым продуктом, которые начала выпускать новая компания, был штепсель с ламповым цоколем, который он разработал, еще работая в Osaka Electric Light (Рисунок 3). Необычный для наших глаз способ подключения электроприборов к сети объясняется довольно просто: в те времена электричество в домах использовалось в основном для освещения, а тарифы энергетических компаний для освещения (не только в Японии) были ниже, чем для других целей, поэтому приборы с небольшой мощностью, например, вентиляторы, было выгодно подключать к осветительным сетям через ламповые патроны. В первые годы работы предприятия Коносуке разработал целый ряд электротехнических изделий, таких как ответвители, двойники/тройники, переходники, удлинители и другие полезные в быту изделия электротехники. Для примера, на Рисунке 4 показан ответвитель для подключения двух ламп к одному патрону (1920 г.), на Рисунке 5 – удлинитель для подключения электроприборов через ламповые патроны (1920 г).

К 100-летию корпорации Panasonic. Путь Коносуке Мацусита
Рисунок 4. Ответвитель для подключения двух ламп к одному патрону.
 
К 100-летию корпорации Panasonic. Путь Коносуке Мацусита
Рисунок 5. Удлинитель для подключения электроприборов через
ламповые патроны.

В 1920 году, когда персонал компании состоял уже из 28 сотрудников, Коносуке зарегистрировал первый логотип и товарный знак кампании в виде перечеркнутой стрелой буквы М в окружении широкого алмаза (Рисунок 6). Для него этот знак символизировал преодоление любых препятствий и достижение цели. Этот знак, но уже без стрелки, до сих пор наносится на некоторые продукты компании, например, на некоторые микросхемы и транзисторы. В том же году Коносуке открыл филиал компании в Токио.

К 100-летию корпорации Panasonic. Путь Коносуке Мацусита
Рисунок 6. Первый логотип и товарный знак кампании.

После окончания Первой мировой войны японская промышленность развивалась так быстро, что рабочая сила оказалась в дефиците, а профсоюзы резко усилили свою роль в отношении защиты прав рабочих. Другим негативным фактором в области производства изоляционных электротехнических материалов была осуществлявшаяся многими компаниями практика соблюдения полной коммерческой тайны технологии производства. Допуск к основам технологии получали только некоторые доверенные сотрудники. Коносуке решил действовать по-другому, он разработал концепцию «Hochi-Kai», предполагавшую установление «духа лояльности» сотрудников. Все его 28 рабочих и он сам стали «единомышленниками» без производственных тайн внутри коллектива. Коносуке в 1920-годы показан на Рисунке 7. (Девиз на фото: «Достижения и неудачи», «Пока вы пытаетесь добиться успеха, то не потерпите неудачу. А единственным результатом станет успех»).

К 100-летию корпорации Panasonic. Путь Коносуке Мацусита
Рисунок 7. Коносуке в 1920-годы.

Энтузиазм по поводу разработки новых продуктов у Коносуке был так велик, что возле кровати он держал карандаш и бумагу, чтобы записывать идеи, пришедшие ему во сне. Одна из таких идей реализовалась при разработке велосипедной фары.

В 1923 году Коносуке принял решение о начале производства инновационного на то время продукта – усовершенствованных велосипедных фар. Существующие батарейные образцы работали не больше трех часов и не пользовались спросом у населения. Коносуке разработал аккумуляторную фару пулеобразной формы, работавшую более чем в 10 раз дольше существующих (Рисунок 8). Однако репутация батарейных фар как негодного товара стойко сложилась и у покупателей, и у продавцов. Оптовики и магазины отказывались покупать новые фары Мацуситы. Тогда Коносуке пошел на рискованный шаг, отдал лампы в продажу бесплатно, с условием оплаты только в том случае, если они оправдают заявленный срок службы, и дело сдвинулось с мертвой точки – заказы пошли потоком. А в 1925 году было заключено соглашение с торговой компанией Yamamto на эксклюзивную продажу велосипедных фар Мацуситы под торговой маркой «Excel» – первым брендом Matsushita Electric. Однако из-за разногласий с Такенобу Ямомомото (владельцем Yamamoto) договор просуществовал недолго.

К 100-летию корпорации Panasonic. Путь Коносуке Мацусита
Рисунок 8. Аккумуляторная фара для велосипеда.

Продажи новой модели батарейной лампы квадратной формы начались в 1927 году под брендом «National», который Коносуке «извлек» из английского слова «международный» (international), символизирующим товары для народа. Квадратные лампы «National» в течение первого года продавлюсь по 30,000 штук в месяц. В том же году в компании было создано подразделение нагревательных приборов, которое возглавил Тетсуджиро Накао, впоследствии разработавший множество инновационных продуктов Panasonic. В то время бытовые электронагреватели, как и радиоприемники, были дороги и недоступны большей части населения. Например, утюги стоили порядка 5 йен при годовой зарплате учителя начальной школы в 50 йен. Коносуке поставил цель – добиться снижения цены таких приборов не менее чем на 30%. Это было возможно только при выпуске не менее 10,000 изделий в месяц, а реализация таких количеств приборов была связана с немалым риском. Тем не менее, первый массовый продукт Matsushita – утюг «Super-Iron» (Рисунок 9) – получил широкое распространение. Следующим массовым продуктом компании стал электронагреватель для ног с термостатом, рекламный плакат которого изображен на Рисунке 10.

К 100-летию корпорации Panasonic. Путь Коносуке Мацусита
Рисунок 9. Утюг «Super-Iron».

Большое значение Коносуке уделял и информационной поддержке деятельности компании. В 1927 году он учредил два специализированных журнала – «Matsushita Electric Monthly» – для розничной продажи в магазинах, реализующих продукцию компании, и «HoichiKai» – для улучшения взаимопонимания среди сотрудников компании.

К 100-летию корпорации Panasonic. Путь Коносуке Мацусита
Рисунок 10. Рекламный плакат электронагревателя
для ног с термостатом.

Несмотря на финансовый кризис, компания продолжала быстро развиваться и расширять номенклатуру выпускаемой продукции. Число сотрудников превысило 300 человек, а ежемесячная прибыль выросла до 100,000 йен. Коносуке, вначале считавший деятельность компании сугубо частным делом, стал задумываться о ее роли в обществе. В марте 1929 года компания сменила название на Matsushita Electric Industrial Works, а Коносуке сформировал «Цели управления» и «Кредо компании», выразившиеся в семи принципах, которых компания придерживается на протяжении многих лет. В сокращенном виде эти цели выглядят следующим образом: «уделять пристальное внимание гармонии между прибылью и социальной справедливостью, стремиться развивать национальную промышленность, способствовать прогрессу и содействовать благосостоянию общества».

Крах Нью-Йоркской фондовой биржи 24 октября 1929 года вызвал панику в финансовых кругах по всему миру, в Японии началась рецессия, продажи Matsushita Electric также существенно снизились, а на складах скопился большой запас непроданных товаров. Управляющие производством не видели другого выхода из ситуации, кроме как увольнения работников, однако Коносуке решил по-другому – вдвое сократить производство, рабочих не увольнять и оставить им прежнюю зарплату. Он также предложил всем сотрудникам приложить усилия для реализации складских запасов. Это сработало, и через два месяца все произведенные товары компании были распроданы, а производство запущено в полном объеме.

Литература:

  1. Konosuke Matsushita “Not for Bread Alone” («Не хлебом единым»), A Business Ethos, A Matsushita Ethic, PHP Institute, Inc, Kyoto, Tokyo, Japan 1984
  2. Коносуке Мацусита «Принципы успеха», Альпина Бизнес Бук, Москва, 2008
  3. https://www.panasonic.com/global/corporate/history/chronicle.html

Окончание

Электронные компоненты. Бесплатная доставка по России
Для комментирования материалов с сайта и получения полного доступа к нашему форуму Вам необходимо зарегистрироваться.
Имя