Реле Tianbo - ресурс 10 млн переключений
РадиоЛоцман - Все об электронике

К 100-летию корпорации Panasonic. Путь Коносуке Мацусита. Часть 2

Журнал РАДИОЛОЦМАН, апрель 2018

Юрий Петропавловский

Часть 1

Выбираем схему BMS для заряда литий-железофосфатных (LiFePO4) аккумуляторов

Важный этап в развитии компании был связан с выпуском совершенно нового продукта – радиоприемника. Радиовещание в Японии началось в 1925 году, а уже к 1930 году число подписчиков на радиопередачи достигло 700,000. Радиоприемники того времени часто выходили из строя, в чем на собственном опыте убедился Коносуке, – его приемник сломался во время передачи. Это обстоятельство натолкнуло его на мысль создать радио, «которое не сломается».

В августе 1930 года Коносуке учредил совместное предприятие с производителем радиоприемников Kokudo Electric Co, которое сразу приступило к производству. Однако вскоре предприятие оказалось заваленным возвращенными приемниками. Как выяснил Коносуке, в больших магазинах персонал еще мог устранять несложные неполадки, а мелкие розничные торговцы просто возвращали обратно все проблемные аппараты. Тогда Коносуке поручил Тетсуджиро Накао разработать надежный и простой радиоприемник для массового потребителя, который могли бы обслуживать простые электрики. Через три месяца напряженной работы в 1931 году такой радиоприемник на трех лампах под названием R-31 (Рисунок 11) был запущен в производство.

К 100-летию корпорации Panasonic. Путь Коносуке Мацусита
Рисунок 11. Радиоприемник R-31.

В 1933 году компания открыла головной офис и завод в городе Кадома (префектура Осака). В том же году Коносуке впервые в Японии разработал и создал систему автономно управляемых подразделений компании. Первое подразделение занималось радиоприемниками, второе – радиолампами и батареями питания, третье – электрическими приборами, синтетическими материалами и электронагревательными приборами. Каждое подразделение полностью отвечало за управление производством и офисами, продажи готовых изделий и получение прибыли.

К 100-летию корпорации Panasonic. Путь Коносуке Мацусита
Рисунок 12. Первый трехфазный двигатель переменного тока.

Летом 1933 года в компании было создано подразделение по разработке и производству электродвигателей. Коносуке считал, что в будущем в каждом домохозяйстве будет использоваться не меньше десяти электродвигателей, поэтому это направление деятельности компании было весьма важным. В 1934 году компания выпустила первый трехфазный двигатель переменного тока мощностью ½ лошадиной силы (Рисунок 12), в 1936 году выпущен первый бытовой электровентилятор (Рисунок 13), а в 1938 году учреждена компания Matsushita Electric Motor Company.

К 100-летию корпорации Panasonic. Путь Коносуке Мацусита
Рисунок 13. Первый бытовой электровентилятор.

В 1930-е годы были также учреждены компании по производству сухих батарей и ламп накаливания, в 1935 году создана торговая компания Matsushita Electric Trading Co. (MET), занимавшаяся экспортом продукции по всей Юго-Восточной Азии, а также импортом сырья. К 1935 году численность персонала компании составила 3500 человек, годовой оборот достиг 12 миллионов фунтов стерлингов, а ассортимент продуктов превысил 600 наименований. В декабре компания была переименована в корпорацию Matsushita Electric Industrial Co. (MEI), в которую входили девять дочерних и четыре ассоциированных компаний.

В 1935 году профессор Кэндзиро Такаянаги создал функционирующий иконоскоп с 12-дюймовым экраном. Под впечатлением этого события Коносуке решил создать в компании подразделение по разработке телевизионных приемников и отправил на обучение к Такаянаги своих инженеров. Первый экспериментальный образец телевизора компании был готов в 1935 году (Рисунок 14), а в 1939 году телевизор Matsushita Electric успешно прошел тестовые испытания по приему ТВ сигналов Токийского вещательного центра. Массовому внедрению телевидения помешала Вторая мировая война. По распоряжению военных властей компания была вынуждена заняться несвойственными ей направлениями деятельности, например, судостроением и самолетостроением, в чем она, однако, особо не преуспела.

К 100-летию корпорации Panasonic. Путь Коносуке Мацусита
Рисунок 14. Экспериментальный телевизор компании.

За время бомбардировок Японии союзниками Matsushita Electric потеряла 32 заводских и офисных помещений в Токио и Осаке, а заводы и торговые предприятия в других странах были конфискованы. На следующий день после безоговорочной капитуляции Японии 15 августа 1945 года Коносуке созвал руководство компании и изложил свои планы по восстановлению производства потребительских товаров. Однако сделать это не позволили непредвиденно возникшие трудности.

После поражения в войне Япония лишилась суверенитета, была оккупирована союзниками в период 1945-1952 годов, и на практике подчинялась Верховному Командующему Союзных держав (SCAP, Дуглас Макартур в 1945-1951 годы, Мэтью Риджуэй до 1952 г.). В области экономики оккупационные власти начали проводить политику развала дзайбацу – семейных промышленно-финансовых кланов, существовавших в Японии на протяжении многих поколений. На промышленных предприятиях создавались профсоюзы, а старое руководство подвергалось чисткам. Хотя Matsushita Electric была независимой компанией и формально не являлась дзайбацу, все же попала под «санкции» против дзайбацу ставки Верховного Командующего. В отношении компании было принято семь директив, предусматривающих, в том числе, отстранение от управления Коносуке Мацуситу и раздробление компании.

Добиваясь справедливости, Коносуке посетил офис Макартура более пятидесяти раз, а его исполнительный директор Аратаро Такахаси – более ста раз. Профсоюзы, созданные в январе 1946 года, розничные магазины и филиалы обратились к оккупационным властям с беспрецедентным числом петиций в поддержку Коносуке. В результате в 1947 году запреты в отношении Коносуке и его директоров были сняты (принадлежность к дзайбацу и другие ограничения были сняты в 1950 году).

К 100-летию корпорации Panasonic. Путь Коносуке Мацусита
Рисунок 15. Коносуке Мацусита в саду института РНР в Кобе (1964 г).

В конце 1946 года Коносуке создал организацию под названием институт PHP (Peace and Happiness through Prosperity – мир и счастье через процветание), а в 1947 году вышел первый номер журнала PHP. Философская цель института состояла в создании гармоничного общества, обладающего не только материальными, но и духовными богатствами. И созданный институт должен был проводить исследования в этих направлениях, результаты которых публиковались в журнале РНР (Рисунок 15).

Стиральная машина National MW-101
Рисунок 16. Стиральная машина National MW-101.

Бизнес компании реально начал восстанавливаться только в 1951 году, а первым новым послевоенным продуктом стала стиральная машина National MW-101 (Рисунок 16), идея производства которой возникла у Коносуке после поездок в США и Европу. В 1952 году Коносуке заключил важнейшее соглашение о сотрудничестве с компанией Philips, что привело к созданию совместного предприятия – корпорации Matsushita Electronics Corporation (МЕС) и закладке нового завода в городе Такацуки в префектуре Осака. Завод МЕС Takatsuki Plant был введен в строй в 1956 году. На Рисунке 17 Коносуке Мацусита показывает новый завод правительственной делегации во главе с Императором Японии Хирохито и Императрицей-Консорт Кодзюн (ноябрь 1956 г).

К 100-летию корпорации Panasonic. Путь Коносуке Мацусита
Рисунок 17. Открытие завода МЕС Takatsuki Plant в 1956 г.

Еще до полномасштабного внедрения телевизионного вещания в Японии в 1953 году в корпорации был разработан черно-белый телевизор 17К-731 под торговой маркой Matsushita с 17-дюймовым прямоугольным экраном (Рисунок 18). В начале 1951 года в корпорации была создана финансовая компания по реализации проекта коммерческого радиовещания, начавшегося в сентябре, а уже к августу 1952 года более 10 миллионов человек подписались на получение трансляций. Телепередачи общенациональной корпорации NHK Токио стартовали в феврале 1953 года, коммерческие телекомпании последовали этому примеру в августе, а Matsushita Electric приступила к реализации рекламной компании по продвижению своих телевизоров, для чего были задействованы специальные автобусы National Television car с телевизионным оборудованием, колесившие по всей стране и рекламирующие телевизоры и другие технологические новинки корпорации Matsushita Electric в действии (Рисунок 19).

Телевизор 17К-731
Рисунок 18. Телевизор 17К-731.
 
К 100-летию корпорации Panasonic. Путь Коносуке Мацусита
Рисунок 19. Автобус National Television car, рекламирующий
товары Matsushita.

Прерванные войной НИОКР были возобновлены в 1950 году, а в 1953 году была создана Центральная Научно-исследовательская лаборатория CRL (Central Research Laboratory), нацеленная на технологические разработки для всех входящих в корпорацию компаний и подразделений. CRL также проводила исследования и разработки по оборудованию и технологиям для автоматизации производственных процессов, а специальный отдел лаборатории занимался вопросами обучения инженерного персонала навыкам проектирования новых продуктов. В 1950-е годы в CRL был разработан целый ряд инновационных продуктов, впоследствии запущенных в производство, в том числе первый холодильник National NR-351 большой емкости с компрессором закрытого типа (Рисунок 20), первый 5-ламповый компактный радиоприемник для экспорта National RS-54, четырехламповый портативный радиоприемник National RL-420 для рынка США. На Рисунке 21 показан ассортимент бытовой техники и электроники корпорации, выпускаемой в 1950-е годы.

Холодильник National NR-351
Рисунок 20. Холодильник National NR-351.

В 1960-е годы корпорация начала оказывать техническую помощь зарубежным странам и строительство заводов за рубежом с целью расширить свои возможности в глобальном масштабе. В 1961 году создана Национальная тайская компания NTC по производству сухих батарей в Таиланде, в 1962 году создана компания Matsushita Electric (Taiwan) по производству радиоаппаратуры и бытовой техники на Тайване. К 1967 году корпорация Matsushita Electric имела заводы в Мексике, Пуэрто-Рико, Коста-Рике, Перу, Танзании, Малайзии, Филиппинах и Австралии.

К 100-летию корпорации Panasonic. Путь Коносуке Мацусита
Рисунок 21. Ассортимент бытовой техники и электроники,
выпускаемой в 1950-е годы.

В январе 1961 года Коносуке объявил о своем уходе с поста президента корпорации и назначении на этот пост Масахару Мацусита (по рождению Масахару Хирата, 1912-2012 гг.) – мужа своей единственной дочери Сачико (Sachiko Matsushita). Сам Коносуке оставил за собой пост председателя совета директоров корпорации. Масахару Мацусита был президентом корпорации на протяжении 16 лет, с его именем связывают превращение Panasonic в глобальную транснациональную корпорацию. В начале 1960-х годов статьи о Коносуке опубликовали всемирно известные издания, в том числе журналы Life и Time (Рисунок 22), газета Нью-Йорк Таймс.

К 100-летию корпорации Panasonic. Путь Коносуке Мацусита
Рисунок 22. Обложка журнал Time за февраль 1962 года.

После ухода с поста президента корпорации Коносуке стал постепенно отходить от оперативного управление компанией, сосредоточившись на стратегических направлениях деятельности. В 1965 году по его настоянию вводится пятидневная рабочая неделя на всех предприятиях корпорации и ставится задача повысить среднюю зарплату персонала до уровня выше европейской в течении пяти лет. В том же году правительство Японии награждает Коносуке Орденом Восходящего Солнца, орденами Золотой и Серебряной Звезды.

	Первый видеомагнитофон National NV-8800
Рисунок 23. Первый видеомагнитофон National NV-8800.

В 1973 году на собрании по поводу 55-летия корпорации Коносуке объявил о своем уходе с поста председателя, назначив на свое место Аратаро Такахаси; сам он занял должность исполнительного советника. С этого момента все оперативное управление корпорацией было возложено на Масахару Мацусита и Аратаро Такахаси. Тем не менее, авторитет Коносуке оказывал влияние не только на действия руководства Matsushita Electric, но и на многие мировые процессы, происходящие в мире электроники и промышленности. Например, в известной «войне форматов» 1970-х годов перевес формата VHS над BETAMAX был определен именно поддержкой Коносуке, давшего указание освоить в производстве видеомагнитофон VHS. Первой моделью видеомагнитофона стал National NV-8800 (Рисунок 23), выпущенный в 1977 году.

К 100-летию корпорации Panasonic. Путь Коносуке Мацусита
Рисунок 24. Коносуке Мацусита (слева) и Дэн Сяопин во время
посещения телевизионного отдела корпорации в
городе Ибараки в 1978 году.

В 1980-е годы Коносуке пишет книги, учреждает различные фонды, становится почетным доктором наук различных университетов, получает высшие награды японского правительства и других стран, а также совершает несколько зарубежных визитов, например в КНР в 1980 году, где встречается с Дэн Сяопином. Это была не первая их встреча (Рисунок 24). Во время их встречи Дэн Сяопин спросил: «Мистер Мацусита, вас называют богом управления в Японии. Не могли бы вы помочь нам продвинуть модернизацию Китая?». Коносуке незамедлительно ответил: «Мы сделаем все возможное, чтобы внести свой вклад в модернизацию Китая». И это не были просто слова любезности, результаты деятельности корпорации Panasonic в Китае ощущаются во всем мире.

К 100-летию корпорации Panasonic. Путь Коносуке Мацусита
Рисунок 25. Коносуке с внуком.

27 апреля 1989 года Коносуке Мацусита скончался от пневмонии. Он не принадлежал к финансовым и промышленным кланам Японии, сделал себя сам; его семью также нельзя назвать кланом. Фотография на Рисунке 25 запечатлела Коносуке с единственным внуком (1964 г).

Литература:

  1. Konosuke Matsushita “Not for Bread Alone” («Не хлебом единым»), A Business Ethos, A Matsushita Ethic, PHP Institute, Inc, Kyoto, Tokyo, Japan 1984
  2. Коносуке Мацусита «Принципы успеха», Альпина Бизнес Бук, Москва, 2008
  3. https://www.panasonic.com/global/corporate/history/chronicle.html
Электронные компоненты. Бесплатная доставка по России
Для комментирования материалов с сайта и получения полного доступа к нашему форуму Вам необходимо зарегистрироваться.
Имя