Реле Tianbo - ресурс 10 млн переключений
РадиоЛоцман - Все об электронике

Компании и бренды корпорации Panasonic. Радиоприемная и звуковая техника 1950-1980-х годов. Часть 1

Журнал РАДИОЛОЦМАН, июль 2018

Юрий Петропавловский

На протяжении своей истории организационная структура корпорации Panasonic неоднократно претерпевала изменения, касающиеся как состава и названий входящих в нее компаний, так и торговых марок производимой продукции. В России и странах СНГ интересы корпорации представляет ООО «Панасоник РУС» с главным офисом в Москве, основанное в 1996 году и работающее по трем основным направлениям – «Аудио-видео», «Бытовая техника», «Системные решения для бизнеса».

Выбираем схему BMS для заряда литий-железофосфатных (LiFePO4) аккумуляторов

Начало превращения фабрики электротехнических изделий Matsushita Electric Manufacturing Work в корпорацию можно отнести к 1933 году, когда компания приобрела участок земли площадью 70,000 квадратных метров вблизи Осаки и перенесла туда свой головной офис. В том же году Коносуке Мацусита решил сделать каждое подразделение своей компании ответственным за производство, сбыт продукции и получение прибыли. К 1935 году в компании работало уже более 3500 сотрудников, а номенклатура продукции превысила 600 наименований, что побудило Коносуке преобразовать компанию в холдинг Matsushita Electric Industrial Co., Ltd. (MEI), в состав которого входили девять относительно самостоятельных дочерних и четыре ассоциированных компании.

Различные комплектующие для собственной продукции компания производила самостоятельно еще в ранний период своей деятельности до и во время Второй мировой войны. Например, в 1943 году были выпущены первые радиолампы (Рисунок 1). Однако это направление получило интенсивное развитие только после создания в 1952 году совместного предприятия с компанией Philips под названием Matsushita Electronics Corporation (МЕС) для производства электровакуумных приборов и ламп освещения.

Первые радиолампы, выпущенные Panasonic в 1943 году под брендом МЕС.
Рисунок 1. Первые радиолампы, выпущенные Panasonic
в 1943 году под брендом МЕС.

Основной бренд компании – National – впервые был использован для велосипедных фонарей квадратной формы «National Lamp» (Рисунок 2) в 1925 году. Эта «народная лампа» была запущена в массовое производство в 1927 году и получила широкое распространение не только для велосипедов, но и для других целей в качестве переносного фонаря. Под торговой маркой National компания выпускала широкий спектр потребительских продуктов для внутреннего рынка, а также для стран Азии, в меньшей степени для Европы и никогда не использовала для США. После преобразования в 2008 году корпорации MEI в Panasonic использование бренда National было постепенно прекращено и в Японии.

Велосипедный фонарь квадратной  формы «National Lamp».
Рисунок 2. Велосипедный фонарь квадратной
формы «National Lamp».

На протяжении первых десятилетий именно под брендом National был выпущен целый ряд новых для кампании, а нередко и первых в Японии или мире, продуктов. Начиная с середины 1920-х годов, корпорация MEI последовательно внедряла в производство самые различные бытовые и радиоэлектронные приборы, элементы питания, осветительные лампы и другие продукты для потребительского рынка, причем не только под брендом National, но и под другими. Например, в 1931 году компания начала производство своих первых сухих элементов питания под старым логотипом в виде буквы М внутри ромба, перечеркнутой стрелой.

Потребность в сухих батареях возникла в связи с большим спросом на «Народные лампы», для которых они в основном и предназначались. Чтобы удовлетворить спрос на батареи, компания приобрела фабрику для их производства, однако уже тогда Коносуке Мацусита предвидел большой спрос на автомобильные аккумуляторы, в связи с чем в 1935 году была создана компания по разработке и производству автомобильных аккумуляторов National Storage Battery. Первый автомобильный аккумулятор компании National AR5-6 был выпущен в 1937 году.

С помощью шунтового регулятора можно сделать недорогой детектор перенапряжения.
Рисунок 3. Средневолновый АМ радиоприемник National T-10.

Под брендом National, начиная с первого радиоприемника National R-31, компания выпустила множество моделей ламповых, а с конца 1950-х годов – и транзисторных радиоприемников. В 1951 году выпущен первый портативный радиоприемник компании National PS-81, а в 1957 году – первый транзисторный радиоприемник National UB-150. Миниатюрный средневолновый АМ радиоприемник на шести транзисторах National T-10 (1959 г.) стал самым маленьким в мире (габариты 59 × 83 × 23 мм). Для питания приемника использовался сухой элемент с напряжением 5.2 В. Внешний вид аппарата показан на Рисунке 3 (рядом для сравнения элемент АА).

Одна из модификаций динамической головки National EAS-20PW09.
Рисунок 4. Одна из модификаций динамической головки
National EAS-20PW09.

Возникновение бренда Panasonic было связано с необходимостью выхода MEI на рынки США, Канады и Мексики, в которых бренд National уже был зарегистрирован. Название бренда, состоящее из греческих слов «pan» и «sonic» (можно перевести как «все звуки»), подчеркивало назначение первых продуктов с этой торговой маркой – громкоговорителей (динамических головок) Pana Sonic. Домашним аналогом первых динамических головок в США были National EAS-20PW09 (другое название 8P-W1), выпускавшиеся с 1954 года (Рисунок 4). Качественные характеристики этого динамика весьма впечатляют даже в наше время, о чем свидетельствуют объявления о его продажах на японских сайтах. При внешнем диаметре двойной головки 20 см (диаметр диффузора 166 мм) обеспечивается полоса воспроизводимых частот 50 Гц-16 кГц с высоким уровнем звукового давления. Зависимость звукового давления динамика от частоты приведена на Рисунке 5 (заявленное номинальное значение 94 дБ). Другие параметры головки: допустимая подводимая мощность 8 Вт, импеданс 8 Ом, добротность 0.73, вес 1.26 кг.

Зависимость звукового давления динамика National EAS-20PW09 от частоты.
Рисунок 5. Зависимость звукового давления динамика National EAS-20PW09 от частоты.

С появлением нового бренда стала стремительно нарастать экспортная составляющая деятельности компании, сначала в США, а затем и в Европе. Однако новые модели продуктов сначала появлялись в основном под маркой National. В отличие от динамиков, простой замены этикетки на сложных продуктах было недостаточно, так как в различных регионах мира действуют самые разные стандарты, которым должна соответствовать импортная продукция. Стандартизируются, в частности, параметры электропитания, частотного распределения служб (радио, ТВ, связь), форматы передачи сигналов и данных, стандарты цветного ТВ, форматы видеозаписи и другие характеристики. Поэтому похожие по внешнему виду модели сложной техники (не только Panasonic) для внутреннего и внешних рынков выпускаются под различными названиями с вариациями по исполнениям для конкретных регионов поставки.

Для продвижения продукции компании на американском рынке в сентябре 1959 года в Нью-Йорке была создана корпорация Matsushita Electric Corporation of America (MECA), а в Токио образован международный головной офис для комплексной поддержки международной деятельности корпорации. Благодаря этой поддержке было обеспечено высокое качество экспортной продукции, в том числе ставших всемирно известными транзисторных приемников Panasonic. На Music Show в Чикаго в июне 1961 года, в то время крупнейшим музыкальным шоу и выставкой радиоэлектронных товаров, транзисторные радиоприемники под маркой Panasonic получили особенно широкую популярность. Чтобы удовлетворить спрос, MECA зафрахтовала самолет для доставки 10,000 радиоприемников в США.

Выход на рынки промышленной электроники Европы начался с основания в 1962 году компании SDS-Relais GmbH в ФРГ и начала в 1964 году ее сотрудничества с дочерней компанией MEI – Matsushita Electric Works (MEW). Сама MEW была основана в 1947 году для производства электромонтажных изделий для жилых и промышленных помещений. Продукты SDS-MEW (подразделение автоматизации и управления/ Automation Controls Division) выпускались под торговой маркой SDD-Relais. В 1970-80-х годах были созданы дочерние компании SDS-MEW в Австрии, Швейцарии, Франции, Италии и Великобритании. В номенклатуру выпускаемых продуктов компании вошли, например, электромеханические и полупроводниковые реле, встроенные датчики, соединители, коммутационные изделия и ряд других компонентов и приборов промышленного назначения, нередко под торговой маркой NAiS.

Полочная акустическая система EAB-1204.
Рисунок 6. Полочная акустическая система EAB-1204.

В 1965 году корпорация MEI впервые использовала новую торговую марку Technics для своей полочной акустической системы «Technics 1» (EAB-1204), внешний вид которой показан на Рисунке 6. Эта двухполюсная акустика весом 4.4 кг и подводимой мощностью 12 Вт обеспечивает звуковое давление не менее 87 дБ/Вт/м в полосе частот 40 Гц-20 кГц. Частота раздела фильтров составляет 3.5 кГц, импеданс 8 Ом. С 1971 года бренд Technics стал использоваться для всех аудиопродуктов компании премиального класса (Hi-Fi). Такое положение сохранялось до 2002 года, когда на основных рынках, кроме Японии и стран бывшего СССР, бренд был заменен на Panasonic. В 2010 году произошел окончательный отказ от Technics, и вся продукция корпорации выпускалась под брендом Panasonic, однако к 50-летнему юбилею торговой марки Technics в 2015 году было принято решение о возрождении бренда. Продукты Technics представлены и в каталогах Panasonic 2018 года.

Катушечный магнитофон National RQ-112. (Снизу вид со снятой верхней панелью).
Рисунок 7. Катушечный магнитофон National RQ-112.
(Снизу вид со снятой верхней панелью).

В области магнитной записи звука MEI начала работы еще в середине 1950-х годов; свой первый домашний магнитофон National RQ-201 компания выпустила в 1958 году, в 1960 году был представлен портативный катушечный магнитофон National RQ-112 (Рисунок 7). Этот аппарат с размерами 176 × 170 × 60 мм и весом 1.3 кг питался от комплекта из 12 элементов типа АА. Диаметр бобин равнялся 80 мм, скорости протяжки ленты составляли 9.53 см/с и 4.76 см/с. Похожий аппарат Panasonic RQ-113S пользовался популярностью в различных странах в середине 1960-х годов.

Окончание

Электронные компоненты. Бесплатная доставка по России
Для комментирования материалов с сайта и получения полного доступа к нашему форуму Вам необходимо зарегистрироваться.
Имя