Муфты электромонтажные от производителя Fucon

Контроллер светодиодных ДХО

Вадим Колесник, г.Тирасполь

Сегодня во многих странах по правилам дорожного движения водители транспортных средств при движении в светлое время суток обязаны включать ближний свет фар, либо дневные ходовые огни (ДХО или DRL - Day Running Light). Современные автомобили либо оборудованы штатными (в основном светодиодными) ДХО и автоматикой включения, либо в них предусмотрена функция автоматического включения ближнего света фар после старта двигателя. Для автомобилей, не оборудованных подобными функциями, в продаже можно найти как светодиодные ДХО с блоком управления, так и отдельные контроллеры, которые подключаются к лампам фар ближнего света. Существует также множество схемных решений для самостоятельной сборки, от простых, реализующих включение ближнего света или светодиодных ДХО после включения зажигания, до более сложных с применением микроконтроллеров, имеющих дополнительные функции управления. С одним из таких вариантов контроллера ДХО, который подключается к лампам дальнего или ближнего света и хорошо зарекомендовал себя в работе, можно ознакомиться в моем дневнике на портале Радиолоцман. Замечу, что все подобные дополнительные устройства не являются штатными в бортовой сети автомобиля, поэтому необходимо предусмотреть дополнительные цепи защиты от перегрузки и КЗ, все они обладают своими достоинствами и недостатками и определенной схемой подключения к узлам автомобиля, что обязательно нужно учитывать в каждом конкретном случае.

Выбираем схему BMS для заряда литий-железофосфатных (LiFePO4) аккумуляторов

В этой статье я хочу поделиться своим вариантом контроллера для управления светодиодными ДХО (Рисунок 1). Сразу следует отметить, что они также не относятся к штатному бортовому электрооборудованию, и их установка может быть запрещена.

Рисунок 1. Вариант установки светодиодных ДХО на автомобиле.

Логика работы и принципиальная схема

Ранее на страницах портала Радиолоцман была опубликована моя статья "Вежливое" освещение салона для автомобиля VW Sharan, где я представил простую схему управления освещением салона на микроконтроллере (МК) Atmel ATtiny13. Как видно на схеме, у МК остаются незадействованными несколько портов вода/вывода, а также доступен еще один канал встроенного ШИМ. Поэтому в моеме случае при разработке контроллера ДХО оптимальным вариантом было добавить в существующую схему контроллера освещения узел контроля включения зажигания и ближнего свта фар (или габаритных огей) и еще один силовой ключ для управления светодиодными ДХО.

Результирующая принципиальная схема (вежливое освещение + контроллер ДХО) изображена на Рисунке 2. Если в функции управления освещением салона нет нужды, то можно не подключать соответствующие элементы (Q1, R2, R3, D1), при этом немного изменится логика работы контроллера ДХО. Схема без функционала управления освещением салона изображена на Рисунке 3.

Рисунок 2. Принципиальная схема контроллера светодиодных ДХО
( с поддержкой функции "вежливого" освещения салона).
Рисунок 3. Принципиальная схема контроллера светодиодных ДХО
(без функции "вежливго" освещения салона).

Пояснение к схеме: Light Control - сигал управления освещением салона (штатная функция блока "Комфорт", активный низкий уровень), Ignition - сигнал включения зажигания (активный низкий уровень), DRL_Control - сигнал включения ближнего света фар (активный низкий уровень), DRL - выход для подключения светодиодных ДХО, Light - выход на лампы (светодиоды) освещения салона.

Для питания МК используется регулятор напряжения серии 78L05, на выходе которого установлена фильтрующая емкость 33 мкФ 16 В.

Для управления светодиодными ДХО в свою схему я добавил:

  • силовой ключ на N-канальном MOSFET NIKKO P3055LD, на затвор которого подается ШИМ сигнал с выхода МК OC0B (PB1);
  • схему контроля сигнала «Зажигание включено» (Ignition) на транзисторе Q3;
  • схему контроля включения ближнего света фар или габаритов (DRL_Control) на транзисторе Q4.

В общем случае (без связки с освещением салона) контроллер обеспечивает:

  • плавное включение ДХО при включении зажигания с небольшой задержкой;
  • плавное выключение ДХО после выключения зажигания;
  • плавное выключение ДХО при включении ближнего света фар (или габаритных огней).

В моем случае, когда в связке используются функция вежливой подсветки салона и контроллер ДХО, обеспечивается более гибкое (и как оказалось, более практичное в темное время суток) управелние ДХО:

  • плавное включение ДХО при снятии автомобиля с охраны, при открывании дверей;
  • плавное выключение ДХО и освещения салона с задержкой около 15 секунд после закрытия всех дверей;
  • плавное выключение ДХО при постановке на охрану, при закрытии всех дверей;
  • плавное включение ДХО и одновременное выключение освещения салона (если все двери закрыты) при включении зажигания с небольшой задержкой;
  • плавное выключение ДХО после выключения зажигания;
  • плавное выключение ДХО при включении ближнего света фар (или габаритных огней).

Схемы узлов контроля сигналов управления ДХО на транзисторах Q3 и Q4 (CMPT2222A) идентичны. Например, при включении зажигания положительный потенциал (+12 В) подается на базу транзистора Q3, который открывается и подает лог. 0 на порт МК PB2. Отмечу, что можно упростить схему, применив вместо транзистора делитель на резисторах (Рисунок 4), но в этом случае, например, при включении зажигания на порт PB2 будет подаваться высокий логический уровень, что потребует некоторых изменений в программе МК.

Рисунок 4. Упрощенная схема узлов контроля сигналов включения
зажигания и ближнего света фар на резистивном делите
(потребует корректировки прошивки).

Плавное включение/выключение ДХО реализуется с помощью ШИМ (режим fast PWM таймера/счетчика 0 микроконтроллера), канал OC0B (порт PB2, вывод 6). Отслеживание сигналов управления осуществляется с помощью прерывания по изменению логического уровня на выводах портов PB2 и PB3.

Программа микроконтроллера

Исходный код программы МК написан на Си в интегрированной среде разработки AVR Studio 4.16 и снабжен подробными комментариями, однако следует отметить несколько моментов. Изначально настраиваем порты ввода/вывода, разрешаем использование режимов пониженного энергопотребления, настраиваем регистр прерываний по изменению логического уровня на выводах порта PB4-PB2, отключаем аналоговый компаратор и АЦП. Затем инициализируем таймер/счетчик 0 в режим быстрого ШИМ с 2 выходными каналами (OC0A, OC0B) и устанавливаем флаг глобального прерывания в регистре SREG. В основном цикле программы лишь одна команда – перевод микроконтроллера в спящий режим.

В обработчике прерывания по изменению логического уровня на выводе МК определяется состояние сигналов управления, выставляются соотвествующие флаги режимов работы. Управление ШИМ выходами, инкремен/декремент значения ШИМ выполняется с помощью конструкции switch-case в обработчике прерывания по переполнению таймера 0 (Timer0).

Микроконтроллер работает от внутреннего осциллятора 9.6 МГц. При программировании МК необходимо установить следующую конфигурацию Fuse-битов: младший байт 7A, старший байт FF. На Рисунке 5 изображена конфигурация МК при использовании калькулятора Fuse-битов. Другими словами, установка Fuse-битов сводится к отключению внутреннего делителя тактовой частоты на 8 (Fuse-бит CKDIV8=1, не запрограммирован).

Fuse-биты микроконтроллера ATtiny13a для схемы вежливой подсветки освещения салона
Рисунок 5. Конфигурация Fuse-битов микроконтроллера.

Печатную плату для схемы не проектировал, для монтажа использовал кусочек фольгированного стеклотекстолита, на котором вручную нарезал дорожки. Элементы применил в корпусе для поверхностного монтажа (за исключением диода D1, регулятора напряжения U2 и конденсаторов С1 и С2).

При установке светодиодных ДХО и контроллера следует предусмотреть схемы защиты или установку отдельного предохранителя.Подключение контроллера к бортовой сети не вызовет осложнений. Сигнал Ignition (включение зажигания) можно отыскать с пмощью простого вольтметра, например в блоке предохранителей автомобиля, а сигнал DRL_Control - можно взять непосредствнно с ламп ближнего света или габаритных огней.  Данный вариант контроллера ДХО эксплуатируется на моем автомобиле уже в течение года. Каких-либо отклонений в работе схемы не замечено.

Загрузки

Принципиальная схема в формате PDF - скачать
Исходный код программы микроконтроллера и прошивка (AVR Studio 4.16)- скачать

Электронные компоненты. Бесплатная доставка по России
Для комментирования материалов с сайта и получения полного доступа к нашему форуму Вам необходимо зарегистрироваться.
Имя
Фрагменты обсуждения (только последние 20 сообщений):Полный вариант обсуждения »
  • Зря Вы так наезжаете на автора. Как управлять ходовыми огнями, это его дело. Для него было удобное, может интересное именно такое решение. На вкус и цвет как говорится товарища нет. И искать недостатки как-то не есть хорошо. Схема полностью рабочая, в статье конструкция полностью описана, исходники есть. На счет полевика, как по мне, то для такой нагрузке можно и без дополнительного драйвера. И никто не мешает самому доработать кстати
  • ну вот так делать точно не стоит... зачем разряжать аккумулятор ? особенно если в качестве ДХО используются фары ближнего света - банально зимой в мороз можете и не завестись так как боливар (в смысле аккумулятор) не вытянет двоих (стартер и фары)
  • это все понятно... но смысла нет :-((( хорошее применение атмеги в машине это например трехкратное мигание поворотника или например опускание зеркала при парковке задним ходом, или отрисовка габаритных линий на изображении с камеры заднего вида... вот это были бы интересные и полезные вещи...
  • .....бедний, бедний К1816ВЕ48. !!!!....
  • Абсолютно верное замечание, этот вариант схемы я использовал при отладке и "оттачивании" алгоритма работы контроллера. И планировал вместо транзисторов использовать резистивные делители (об этом я и указал в статье, и указал схему, номиналы и подключение делителей), но прошивку так и не модифицировал. Я думаю - мне наверное нужно подготовить полный вариант схемы на резистивных делителях вместо транзисторов, модифицировать прошивку и выложить ее.
  • По поводу максимально простых вариантов управления ДХО: 1. Я захотел такой вариант управления ДХО, т.к. микроконтроллер у меня уже использовался в системе управления освещением салона (я это указал в статье), мне оставалось только добавить транзистор и дописать программу мк. 2. В некоторых случаях стоимость одного/двух реле будет выше чем микроконтроллер ATtiny13A (к примеру, Arduino nano на Atmega328 ценой до 2 долларов) и MOSFET транзистор P3055LD или аналогичный (который легко можно найти, иногда даже "на шару"). По поводу метода управления транзистором - транзистор N-канальный с логическими уровнями управления и, я думаю, в использовании драйвера нет необходимости...
  • Приветствую Вас Вадим!Собрал(повторил) Вашу схему"без функционала управления освещением салона",в принципе всё работает как и описано,кроме одного:-Когда выключаю зажигание,ДХО вообще не гаснут!Хотя ясно написано:-плавное выключение ДХО после выключения зажигания!Не расскажете почему так?
  • Здравствуйте. Моя вина, приношу свои извинения и спасибо вам, что сообщили о проблеме. Действительно, в этой прошивке ДХО не отключаются после выключения зажигания, если не задействована схема управления освещением салона. Все дело в том, что я реализовал включение ДХО при открытии дверей даже при выкл. зажигании, и они будут гореть пока открыты двери (т.е. пока работает освещение салона). Отсюда и нестыковка в ПО в случае использования без схемы управления освещением салона. Кроме того, я учитывал некоторые особенности работы освещения салона в Sharan'е. Прошивку я могу доработать, у вас есть возможность перепрошить микроконтроллер? Еще раз прошу прощения за ошибку.
  • Или же можно попробовать подключить вход контроллера (диод D1) для управления освещением салона к концевику дверей. Как такового управления салонным освещением не будет, но ДХО должны отрабатывать.
  • Да Вадим,если Вам не трудно,пожалуйста доработайте прошивку,возможность снова прошить контроллер конечно есть!А на счёт(Или же можно попробовать подключить вход контроллера (диод D1) для управления освещением салона к концевику дверей),я хотел схему разместить в подкапотном пространстве и не желательно тянуть лишний провод к концевику двери! С уважением!
  • Обновленная прошивка (в архиве только hex). Проверяйте. Без схемы управления освещением салона. Прошивку обновлю и в статье.
  • Приветствую Вадим!Прошивку залил,всё работает как и написано в статье!Спасибо за Ваш труд и то,как быстро отреагировали!И ещё один вопрос,Вы не могли бы написать прошивку так,что бы ДХО включались,после включения зажигания с некоторой задержкой(секунд 10-20)?
  • Приветствую. С самого начала думал о такой реализации, а также чтобы с примерно с такой же задержкой выключались... Сделать задержку только на включение ДХО? Или на выключение тоже? Подумайте... Я постараюсь реализовать.
  • Идеально бы было,что бы и выключалось с задержкой(было бы как вежливая подсветка)!
  • OK. Принято. Попробую. Задержку на 20 секунд
  • Если есть возможность, проверяйте в железе. Задержка включения/выключения ДХО 20 секунд. Прошивка во вложении.
  • Приветствую Вадим!Проверил в железе!Итог:задержка включения,секунд 30,а на выключение где то 40 секунд(до момента угасания)!В принципе,совсем не плохо,мне нравится!Спасибо Вам,за ваш труд!
  • Приветствую. Странно, я перепроверю, должно быть ровно 20 секунд. Цикл гашения/зажигания длиться 4.1 сек. Где-то я "накосячил"... Всегда рад!
  • Проверил в симуляторе и расчетами. Все нормально, задержки по 20 сек отрабатываются. Все тайминги соблюдаются, ну плюс-минус 2-3 сек. А с тактированием все в порядке? Fuse-биты правильно выставили? Все тайминги в прошиве из рачета, что тактовая частота 9.6 МГц. А вот если Fuse-битами установлена частота 4.8 МГц, то все тайминги увеличиваются в два раза...
  • В CVAVR галки стоят CKSEL0=0 и на SUT0=0
Полный вариант обсуждения »