KEEN SIDE успешно заменяет аналогичные продукты таких известных брендов, как Phoenix Contact, Weidmueller, Degson, Winstar, Hsuan Mao, KLS, G-NOR, Mean Well и др.

Новая жизнь двигателей с "беличьим колесом"

В.П. Чигринский
Радиоаматор, 6, 2006

О том, как оживить старую вытяжку, стиральную машину, центробежный насос и другие устройства с двигателями с пусковой обмоткой, пойдет речь в этой статье.

В холодильниках, вытяжках, стиральных машинах, центробежных насосах и других бытовых электроприборах часто используются асинхронные электродвигатели с короткозамкнутым ротором ("беличьим колесом"). Они удобны в эксплуатации, так как не имеют изнашивающихся щеток. Но у некоторых из них есть недостаток - пусковая обмотка, которую при запуске электродвигателя необходимо на некоторое время подключать в сеть. В зависимости от времени ее подключения возможен разный исход этого. При подключении пусковой обмотки на 1...5 с двигатель запустится на время, большее 10 с, в лучшем случае сработают предохранители, в худшем - сгорит пусковая обмотка. Для ограничения времени подключения пусковой обмотки в центробежных насосах используется пускатель ПНВС, кнопку которого необходимо вовремя отпускать. В автоматизированных системах (холодильник, стиральная машина) применяется специальное пускозащитное реле, которое отключает пусковую обмотку от сети после разгона двигателя и уменьшения рабочего тока. Как показали наблюдения, при пониженном напряжении в сети оно не срабатывает. Встречаются случаи, когда в реле привариваются контакты или сгорает обмотка, что приводит к сгоранию пусковой обмотки двигателя и выходу его из строя. 

Хорошей заменой пускозащитному реле и пускателю ПНВС будет реле времени с выдержкой в 2...4 с. Простейшее реле времени можно выполнить всего на двух транзисторах, электромагнитном реле, блоке питания и некоторых других деталях. Принципиальная электрическая схема такого реле показана на рис.1, печатная плата - на рис.2. При использовании для коммутации индуктивной нагрузки механических контактов, они обгорают и через некоторое время выходят из строя. Лучше выполнить реле времени без механических контактов. Принципиальная электрическая схема такого реле показана на рис.3, печатная плата - на рис.4. Реле выполнено на микросхеме КМОП, а нагрузка коммутируется симистором.

Выбираем схему BMS для заряда литий-железофосфатных (LiFePO4) аккумуляторов

В схеме рис.1 можно использовать любой трансформатор с выходным напряжением 10...12 В, выпрямительный мостик VD3 типа КЦ402, КЦ405, КЦ412 с любым буквенным индексом, транзисторы любые из серии КТ315, реле с рабочим напряжением 10...12 В и током срабатывания 15...25 мА, например КУЦ-1. Если будет применено реле с большим током срабатывания, транзистор VT2 необходимо заменить любым из серии КТ815, КТ817, КТ801, КТ807. Сопротивление резистора R1 и емкость конденсатора C1 необходимо подобрать более точно для получения выдержки в 2...4 с. В схеме рис.2 детали источника питания такие же, как и в схеме рис.1. Микросхему можно заменить аналогичной микросхемой серии К561. Конденсаторы С3, С4 должны быть на напряжение не менее 300 В. Номиналы R1 и C1 подбирают аналогично схеме рис.1.

Читать статью в полном обьеме (pdf)

Принципиальная электрическая схема реле

Принципиальная электрическая схема реле времени рис. 1
Печатная плата рис. 2

Принципиальная электрическая схема реле

Принципиальная электрическая схема реле времени

Печатная плата

Печатная плата

Электронные компоненты. Бесплатная доставка по России
Для комментирования материалов с сайта и получения полного доступа к нашему форуму Вам необходимо зарегистрироваться.
Имя
Фрагменты обсуждения:Полный вариант обсуждения »
  • Хорошая идея и жаль, что на рис. 3 плохо просматриваются номиналы элементов.
  • Совершенно не понятно при чём здесь "новая жизнь"? Для интриги ради что ли? Чем предложеные варианты лучше класического [B]токового реле[/B] или позистора (испрользумых в холодильниках уже не один десяток лет)? Отсутвие защиты, при не запуске двигателя (он останется подключеным к питанию рабочей обмоткой) делает эти схемы не только безполезными, но и опастными.
  • Учитывая что пускозащитное реле стоит 150 рублей.
  • А что собрать схему дешевле обойдётся! Работа мотора при пониженом напряжении и без токового реле, приведёт к выходу мотора из строя.