Иммобилайзер – это средство, препятствующее угону автомобиля. Иммобилайзер блокирует все основные, необходимые цепи автомобиля – стартер, зажигание, подачу топлива.
Существует много различных иммобилайзеров, но большинство из них в итоге становятся безполезными: если у кого-то имеются ключи от Вашего автомобиля, то можно говорить, что у них есть Ваш автомобиль. Хорошим вариантом, конечно же, является автомобильная сигнализация с более чем тремя точками подключения иммобилайзера и пульт дистанционного управления сигнализацией.
Мы рассмотрим простой вариант RFID иммобилайзера на базе микроконтроллера PIC12F629 компании Microchip и RFID модуля ID-12 компании ID Innovation.
Основные характеристики иммобилайзера:
- модуль ID-12 может быть установлен в любом месте и далеко от основной печатной платы, для него не требуется внешних элементов.
- если злоумышленник угонит автомобиль (например, когда двигатель автомобиля уже работает), то когда злоумышленник выключит зажигание – завести автомобиль снова он уже не сможет.
Основные характеристики модуля ID-12:
- модуль имеет встроенную антенну, что позволяет считывать ключи на расстоянии более 12 см;
- поддерживает работу с форматами данных: ASCII, Wiegand26, Magnetic ABA Track2;
- алгоритм кодирования Manchester 64-bit;
- рабочая частота 125 кГц;
- напряжение питания 4.6 В – 5.4 В;
- размеры: 26 мм × 25 мм × 7 мм.
Схема устройства показана на рисунке
Питание микроконтроллера PIC12F629F и модуля ID-12 +5.0 В подается от регулятора напряжения IC2 7805, с использованием базовых фильтрующих конденсаторов. Микроконтроллер постоянно считывает доступные данные от модуля ID-12. Как только карта (ключ) прочитан, микроконтроллер сравнивает данные с хранящимися в EEPROM данными, всего сохранено может быть до 10 ключей. Если считанный ключ совпадает с сохраненным, то активируется реле через управляющий транзистор Q1 BD677 и выполнение программы микроконтроллера прекращается. Если совпадения нет, микроконтроллер находится в режиме ожидания данных. Двухцветный светодиод служит для индикации состояния.
Питание устройства должно подаваться от цепи «Зажигание» автомобиля.
Следует заметить, что модуль ID-12 настроен на работу с форматом данных ASCII, следовательно, в этом случае мы можем подключить его при помощи трех проводов (см. техническое описание на модуль):
Вывод |
Сигнал |
1 |
GND |
2 |
+ 5.0 В |
7 |
GND |
9 |
Data |
11 |
+ 5.0 В |
Для подключения модуля вне печатной платы желательно использовать экранированный кабель.
Настройка иммобилайзера сводится к записи до 10 ключей в память микроконтроллера путем включения перемычки JP1. При программировании ключей необходимо подать питание на устройство при включенной перемычке. Двухцветный светодиод загориться зеленым цветом, а затем загорится красным. Пользователь теперь может записать до 10 ключей. Оранжевое свечение индикатора соответствует удачному чтению и записи ключа. После программирования всех 10 ключей, перемычку нужно снять, после этого устройство перейдет в рабочий режим и светодиод будет светиться красным цветом.
При чтении карточки (ключа) свечение индикатора меняется на оранжевое и, если ключ верный, светодиод на полсекунды загорается зеленым цветом и гаснет, активируется реле. Если ключ не верный, то светодиод загорается снова красным цветом и устройство переходит в режим ожидания следующего ключа.
Для возможности отладки пользователь может подключить вывод 2 микроконтроллера (GPIO5) и вывод GND к последовательному порту компьютера к сигналам Rx и GND соответственно. Данное подключение не всегда работоспособно, поэтому предпочтительнее использовать преобразователь логических уровней MAX232. Для отладки потребуется лишь программа HyperTerminal, скорость обмена необходимо установить 9600 кбит/с.