Продолжение
Начало читайте здесь:
Часть 1. Работа по металлу
Часть 2. Магнитные роторы
Часть 3. Изготовление статора
Расскажем о сборке генератора. На фото, приведенном выше, изображен задний магнитный ротор в сборе со ступицей и всеми шпильками М15 длинной 190 мм. Напомним, что может возникнуть необходимость в проточке задней стенки ступицы. Ступица установлена проточенной поверхностью на заднем роторе. С тыльной стороны ротора мы используем контргайки (они не такие высокие) и шайбы. Вместе со стандартными гайками с передней стороны ступицы они стягивают ее и ротор. Шпильки и гайки должны быть из довольно прочного материала. Мы предпочитаем использовать крепеж из нержавеющей стали.
Смажьте подшипники. Установите ротор (вместе со ступицей) на шпиндель и отрегулируйте подшипники. Придайте вращение ротору и убедитесь в отсутствии биений. У нас никогда не было сильных биений, но мы все равно каждый раз проверяем их величину. Биения более 0.8 мм должны быть устранены.
После установки подшипников приходит черед статора. Вначале устанавливаем крепежные элементы на сам статор, хорошо затягиваем гайки, а затем устанавливаем статор на кронштейн статора с небольшим зазором с ротором, чтобы он мог вращаться. Затем навернем гайки на шпильки ротора, практически до самого конца резьбы. На эти гайки будет опираться передний магнитный ротор.
Мы просверлили в переднем магнитном роторе шесть дополнительных отверстий и нарезали в них резьбу. Три из них лишние. Три других используем для ввертывания регулировочных винтов. Наденьте ротор на крепежные шпильки (сила притяжения магнитов очень велика, поэтому будьте осторожны), обеспечив необходимый зазор для свободного вращения уже двух роторов. Подключите к нашему генератору выпрямитель и измерьте генерируемое им напряжение. Генератор должен выдавать требуемое напряжение (в данном случае 48 В) при скорости вращения роторов примерно в 90 оборотов в минуту и зазор между ними должен быть примерно 25 мм (может быть, чуть меньше). Толщина статора 16 мм плюс зазоры между ним и роторами. Отрегулируйте эти зазоры по минимуму, чтобы снизить требуемую скорость вращения (хорошо, если Вы достигнете значения в 80 об/мин), при этом расстояние между магнитами роторов должно быть равно от 22 до 25 мм. Зазоры регулируются крепежными винтами статора и регулировочными винтами переднего ротора. Когда регулировка будет закончена, открутите шесть гаек на шпильках роторов, чтобы они уперлись в передний ротор. Затем удалите регулировочные винты. И в завершение сборки генератора, закрепите передний ротор еще шестью гайками.
Вид генератора сбоку. Сборка в основном закончена, но регулировочные винты еще не сняты.
Лопасти мы изготовили так же, как и для других турбин. Они получились шириной 355 мм в самой широкой части у основания, и 152 мм на концах. Длинна лопастей равна 2.6 м, в итоге, диаметр турбины 5.2 м. Толщина досок-заготовок должна быть 50 мм. Угол атаки на конце лопасти 3 градуса. Он плавно увеличивается до 6 градусов на середине лопасти (примерно на радиусе 1.3 м). Готовые лопасти необходимо покрыть несколькими слоями олифы, разбавленной на 25% уайт-спиритом. И затем, окончательной операцией будет покрытие несколько раз неразбавленной олифой.
На фото, представленном выше, показаны лопасти, соединенные стальными фланцами. Во фланцах имеются 6 отверстий для шпилек магнитных роторов. Каждая лопасть фиксируется 5-ю болтами. Обычно мы сверлим в лопасти отверстия диаметром больше необходимого (17.5 мм), чтобы иметь возможность отрегулировать турбину по диаметру и балансировке. После сборки и регулировки полезно усилить узлы крепления клеем. Хотя это исключает возможность дальнейшей настройки, но повышает надежность крепления. Со временем древесина в месте крепления сплющится, так что необходимо подтянуть крепежные болты после первого месяца эксплуатации. В дальнейшем эту операцию можно проводить раз в год.
Окончание читайте здесь