ЭФО предлагает со своего склада новую серию преобразователей интерфейсов USB UART компании FTDI FT232RNL-REEL
РадиоЛоцман - Все об электронике

Эффективная ветроэнергетика. Часть 2

Журнал РАДИОЛОЦМАН, май 2015

Часть 1.

Рассмотрим конструкцию редуктора подробно. На Рисунке 9 изображены: крыльчатка 9, редуктор в разрезе 11 и шестерня ориентации ветрогенератора по ветру 5. Крыльчатка 9 жестко закреплена на корпусе редуктора 11 и составляет с ним единое целое. Вся конструкция крепится на мачту 7 с помощью подшипника и свободно вращается вокруг нее. Шестерня А жестко закреплена на мачте и вращаться относительно нее не может. Четыре шестерни Б крепятся к осям В через подшипники и свободно вращаются на этих осях. Оси В жестко закреплены в шестерне 5. Шестерня 5 крепится к мачте 7 через подшипник и свободно вращается вокруг мачты.

Технология правильного хранения аккумуляторов и батареек по рекомендациям FANSO и EVE Energy

Эффективная ветроэнергетика
Рисунок 9. Редуктор системы ориентирования.

Вращающаяся крыльчатка передает крутящий момент на корпус редуктора 11, который, в свою очередь, вращает шестерни Б. Шестерни движутся вокруг шестерни А и передают движение через оси В шестерне 5, определяющей положение лопастей ветрогенератора относительно ветра. Для увеличения понижающего коэффициента редуктора можно использовать несколько сегментов, как показано на Рисунке 10.

Эффективная ветроэнергетика
Рисунок 10. Двухуровневый планетарный редуктор
системы ориентирования.

Для описываемой конструкции ветрогенератора можно применить электронную систему ориентирования по веру. Для этого необходимо убрать экран и крыльчатку. На место крыльчатки устанавливается электродвигатель, который управляется электронной схемой ориентирования. Лопасти могут вращаться сельсинами, что даст возможность избавиться от ременной передачи, хотя, конечно, увеличит стоимость. Такая схема ориентирования дает возможность дистанционно управлять положением лопастей, а при необходимости отворачивать ветрогенератор от ветра, тем самым, останавливая его для обслуживания, подключения и отключения оборудования и т. д.

По сравнению с ветрогенераторами с горизонтальной осью вращения, где ведомое оборудование находится высоко над землей, данная конструкция имеет неоспоримое преимущество. Конструкция ветрогенератора позволяет легко передавать крутящий момент вниз к основанию мачты с помощью вала 12 (Рисунок 7). Это весьма существенно, когда ведомое оборудование имеет большой вес и габариты и не может быть поднято высоко над землей.

Ветряк использует подъемную силу ветра как движущую силу, но реализует это посредством движения лопастей по иной траектории, отличающейся от классического ветрогенератора с горизонтальной осью вращения. Воспользоваться силой напора потока конструкция может в момент старта, что дает ей высокий стартовый порог. Конструкция не будет вращаться быстрее скорости ветра, и лопасти, расположенные перпендикулярно потоку, не будут препятствовать вращению. Рассмотрим подробнее, как работает ветряк.

Если устройство вращается со скоростью ветра, его лопасти расположены строго параллельно набегающему потоку, поток обтекает лопасти равномерно с обеих сторон, и подъемная сила не возникает. Если вращение ветряка отстает от скорости ветра, то набегающий поток давит на лопасти с положительным углом атаки и создает подъемную силу. Ветряк будет стремиться достигнуть скорости ветра, но по мере приближения скорости вращения ветряка к скорости ветра будет уменьшаться угол атаки набегающего потока, а, следовательно, и подъемная сила. Если мы будем нагружать ветряк, пытаясь затормозить его, угол атаки будет расти, и, соответственно, будет расти подъемная сила ветра. Скорость вращения ветряка падать не будет, но крутящий момент многократно вырастет. Ветряк сам регулирует угол поворота лопастей в зависимости от скорости ветра и снимаемой мощности. Для подобного саморегулирования классический ветрогенератор с горизонтальной осью вращения должен был бы уметь менять угол поворота и заклинения лопасти в зависимости от скорости ветра в каждый момент времени. Сделать такие лопасти очень трудно.

По сравнению с простым горизонтальным ветряком конструкция, конечно, сложнее. Но это усложнение необходимо для того, чтобы адаптировать устройство к нашим условиям эксплуатации. Автор живет в Краснодаре, где среднегодовая ветровая нагрузка составляет 6 м/с при больших перепадах скоростей и направлений. И так почти на всей территории России. В подобных условиях классический ветряк с горизонтальной осью вращения работать эффективно не будет. Необходимо усложнять конструкцию, что бы придать ей новые качества. Бесшумность (для возможности размещения рядом с местом проживания), простота ориентирования по ветру, высокий стартовый порог, большой крутящий момент, устойчивость к ураганным порывам ветра и уверенная работа на малых ветрах другим установкам недоступны.

Основное преимущество предложенной конструкции перед классической заключаются в том, что она самостоятельно регулирует угол атаки в зависимости от скорости ветра и снимаемой нагрузки. Четкое позиционирование лопасти относительно набегающего потока дает большое преимущество. У классического горизонтального ветрогенератора нестабильный, плавающий коэффициент использования энергии ветра (КИЭВ). Что это такое, рассмотрим на примере. У плохого винта, сделанного из труб, КИЭВ = 0.3, у идеального – КИЭВ = 0.5, поскольку у плохого винта нет углов заклинения, а угол атаки сформирован обводами трубы и только примерно совпадает с нужными углами. Но это не самое главное. Допустим, идеальный винт с КИЭВ = 0.5, оптимизированный под скорость ветра 10 м/с, будет работать при скорости 3 м/с. Ни углы атаки, ни углы заклинения уже не будут соответствовать необходимым параметрам, и КИЭВ будет равен 0.3 – как у плохого винта. То есть, КИЭВ винта меняется в зависимости от того, соответствуют ли параметры винта скорости ветра, или нет. Чтобы избавится от этого недостатка, делают винты с регулируемым шагом, но это не решает задачу в полной мере. Теперь угол атаки регулируется в зависимости от скорости ветра, и КИЭВ становится постоянным, что намного повышает характеристики винта. Однако, делая лопасти поворотными, мы вынуждены отказаться от углов заклинения, а это ухудшает аэродинамические свойства винта. Практически на всей территории России резко выраженный континентальный климат, а это означает возможность перепадов скорости ветра от нуля до ураганных порывов. При частой смене скорости и направления ветра решающими характеристиками конструкции становятся способность четко ориентировать лопасти относительно набегающего потока и легкость ориентирования ветряка по направлению ветра. Предложенная конструкция обладает этими качествами.

Ветрогенератор надо рассматривать как совокупность винта и полезной нагрузки, которую тянет винт. И согласование винта с нагрузкой является очень важным моментом. Рассмотрим классический ветряк с горизонтальной осью вращения. При отборе мощности скорость вращения начинает падать, но мощность растет до определенной величины. Если продолжать увеличение отбора, мощность и обороты будут падать. Задача контроллера, регулирующего отбор мощности, заключается в постоянном поддержании максимальных значений, в постоянном балансировании на пике. Если винт имеет поворотные лопасти, то, в зависимости от скорости вращения, лопасти меняют угол атаки, чтобы повысить эффективность работы ветрогенератора. Все эти регулировки достаточно грубы, поскольку, почему упали обороты, мы точно не знаем: изменилась ли скорость ветра, перегрузили ветряк отбором мощности или повлияли какие то другие причины. Кроме того, не надо забывать, что углы заклинения лопасти рассчитываются под конкретную скорость ветра, и винт может выдать максимум только в случае, когда ветер соответствует параметрам винта. А, делая лопасти поворотными, мы вообще вынуждены отказаться от углов заклинения, что сильно ухудшает аэродинамику винта. Теоретический КИЭВ идеального винта с горизонтальной осью вращения, по расчетам Н. Е. Жуковского, равен 0.593, а согласно теории Г. Х. Сабинина – 0.683. При этом реальный винт, имеющий КИЭВ = 0.4, считается отличным результатом. Грубо говоря, практически достижимый КИЭВ – это две трети от теоретического. И дело не в том, что теория плоха, просто невозможно сделать лопасть, которая будет менять углы атаки и заклинения в зависимости от скорости ветра. Непонятно также, как регулировать угол атаки лопасти в зависимости от снимаемой мощности. (Неизвестна причина падения мощности, невозможно определить, следует ли увеличвать угол атаки, или просто изменилась скорость потока). Поэтому все горизонтальные винты работают с усредненными параметрами, углы заклинения рассчитываются по средней скорости ветра, углы атаки лопасти выставляются в зависимости от скорости вращения без учета снимаемой нагрузки, и т.п.

С конструкцией, о которой рассказывает автор, все по другому, ветряк сам регулирует угол поворота лопастей в зависимости от скорости ветра и снимаемой мощности. Если мы перегрузим ветряк, угол атаки станет слишком большим, произойдет срыв потока с лопасти, и обороты ветряка упадут ниже скорости ветра. Это четкая граница, определяющая, что мы можем нагружать ветряк до тех пор, пока скорость его вращения равна скорости ветра. Ветряк сам регулирует угол поворота лопастей в зависимости от скорости ветра и снимаемой мощности и выдает максимум, пока его скорость вращения равна скорости ветра.

Скорость описываемого здесь ветряка никогда не превысит скорость ветра, в отличие от ветряков с горизонтальной осью вращения, однако крутящий момент, который он способен выдать, многократно превышает крутящий момент ветряка с горизонтальной осью вращения. А вращение со скоростью ветра дает свои преимущества. Так, при диаметре ветряка 2 м длина его окружности составит 6.28 м. То есть, при скорости ветра 6 м/с ветряк будет совершать примерно один оборот в секунду. А при ураганном ветре 25 м/с – всего 4 оборота в секунду. Это небольшая скорость, и никаких запредельных перегрузок конструкция испытывать не будет, хотя при таком ветре уже улетает с крыш шифер. Не следует проводить сравнение с ветряками, использующими силу напора потока как движущую силу, так как они выполняют максимальную работу, когда их лопасти движутся в три раза медленнее скорости ветра, в то время как в устройстве автора – при движении лопасти со скоростью ветра. Следовательно, предложенная конструкция эффективнее в три раза.

В развитии ветроэнергетики можно условно выделить два направления. Первый – строительство ветропарков в местах с высокой ветровой нагрузкой и дальнейшая транспортировка электроэнергии потребителю. Второй – установка ветрогенераторов непосредственно на месте потребления электроэнергии. Первый выгоден, если находится недалеко от потребителя. Второй развит плохо, так как на рынке нет устройств, способных эффективно использовать нестабильные порывистые потоки ветра. Особенности конструкции автора ориентированы на решение именно этой задачи. Бесшумность (для возможности размещения рядом с местом проживания), простота ориентирования по ветру, высокий стартовый порог, большой крутящий момент при скорости движения лопастей со скоростью ветра, устойчивость к ураганным порывам ветра и способность уверенно работать при малых скоростях ветра.

Обоснование возможного прироста мощности

Если сравнить теоретические исследования и практические достижения ветряков, использующих подъемную силу ветра как движущую силу (горизонтальные) и силу напора потока (вертикальные), то мы увидим следующее. Теоретический КИЭВ идеального винта с горизонтальной осью вращения, по разным оценкам, равен 0.593 или 0.683, при этом очень хорошим считается реальный винт, у которого КИЭВ = 0.4. У ветряков, использующих силу напора потока, теоретический КИЭВ = 0.192, а КИЭВ турбины Савониуса – 0.18, то есть, большого разрыва между теорией и практикой здесь нет. Автор полагает, что потеря одной трети мощности, предсказанной теорией, происходит из-за невозможности сделать винт с углами заклинения и атаки лопасти, изменяющимися в зависимости от скорости ветра и снимаемой мощности. Категорично утверждать, что за счет изменения траектории вращения лопастей конструкция автора сможет добрать эту недостающую, предсказанную теорией, мощность, на сегодняшний день нельзя. Необходимы практические испытания.

Электронные компоненты. Бесплатная доставка по России
Для комментирования материалов с сайта и получения полного доступа к нашему форуму Вам необходимо зарегистрироваться.
Имя
Фрагменты обсуждения:Полный вариант обсуждения »
  • Чисто теоретическая машина. Реального воплощения такие сложные механизмы не получат в связи с дороговизной, сложностью, повышенным шумом.... и как следствие высокой отказоустойчивостью.
  • Сам -то понял, что сказал?
  • Мы вынуждены усложнять конструкции чтобы адаптировать их к условиям эксплуатации. В развитии ветроэнергетики на данный момент можно выделить два направления. Первое это строительство ветра парков в местах с высокой ветровой нагрузкой, и дальнейшей транспортировкой электроэнергии потребителям. Второй установка ветрогенераторов непосредственно в местах потребления электроэнергии. Первое направление характерно тем что на данных площадках постоянный, относительно ровный поток ветра, который не сильно изменяется по скорости и направлению. Данная особенность позволяет эффективно использовать ветрогенераторы с вертикальной осью вращения. Небольшие перепады скорости патока позволяют изготовить винт с углами заклинения под среднюю скорость ветра и небольшие отклонения от средних значений позволяют эффективно использовать винт. Постоянство направления ветра позволяет использовать винты по истине циклопических размеров. В условиях когда нет необходимости постоянно поворачивать винт ориентируя его по направлению меняющегося ветра циклопические размеры конструкции не будут являться недостатком. Второе направление, установка ветрогенераторов в местах потребления электроэнергии, предъявляет конструкциям новые требования. Практически на всей территории России резко выраженный континентальный климат, а это значит изменения скорости ветра от полного штиля до ураганных порывов при постоянном изменении направления. Данные условия предъявляют конструкции особые требования, такие как высокий стартовый порог, большой крутящий момент, простоту и скорость ориентирования по ветру. В условиях резко выраженного континентального климата классический винт эффективно работать не будет. Углы заклинения и углы атаки винта рассчитывают под конкретную скорость ветра и только при этой скорости ветра винт способен выдать максимум. КИЭВ винта будет меняться в зависимости от скорости ветра, если скорость ветра соответствует параметрам винта винт будет работать эффективно в остальное время КИЭВ будет значительно ниже заявленного. Чтобы избавится от этого недостатка делают винт регулируемого шага. То есть меняют угол атаки в зависимости от скорости ветра. КИЭВ становится постоянным, но меняя угол атаки приходится отказаться от углов заклинения что значительно ухудшает аэродинамические характеристики винта и винт уже не способен выдать максимальный КИЭВ. Так же необходимо помнить и про ориентирование конструкции по направлению ветра. Классический горизонтальный винт довольно трудно крутить ориентируя по направлению ветра. При больших скоростях ветра резкое изменение направления приводит к разрушению конструкции, отламыванию хвостового флюгера. Во избегании таких последствий усложняют конструкцию, делают складывающийся хвостовой флюгер. Ветрогенераторы использующие силу напора потока (вертикальные) имеют постоянный КИЭВ не зависящий от скорости ветра. КИЭВ турбины Савониуса 0,18 и он ни как не меняется ни при каких обстоятельствах. Вертикальные ветрогенераторы имеют высокий стартовый порог что позволяет им начинать работать при более низких скоростях ветра. Они не нуждаются в ориентировании по направлению ветра что является так же неоспоримым преимуществом. Все выше перечисленные особенности конструкций при эксплуатации в условиях резко выраженного континентального климата снижают преимущество винтов в сравнении с парусниками. Но все равно, выгодней использовать ветрогенераторы использующие подъемную силу ветра как движущую силу (винты), предварительно доработав их, усложнив конструкцию (регулируемый шаг, складывающийся хвост, и тд. и тп.). В майском номере журнала Радиолоцман была представлена конструкция ветрогенератора использующая подъемную силу ветра как движущую силу. Имеющую возможность использовать силу напора потока при старте что дает ей высокий стартовый порог, и относительно легкое ориентирование по направлению ветра, не требующее разворачивать всю конструкцию, как классический ветрогнератор с горизонтальной осью вращения. На сегодняшний день на рынке малой ветроэнергетики широко представлены конструкции горизонтальных ветрогенераторов (винтов) с различным количеством лопастей, от однолопастных (ветряки Мельникова) до многолопастных. Так же широко представлены высоко оборотистые ветрогенраторы на основе ротора Дарье. Если сравнить конструкцию описанную в майском номере журнала Радиолоцман с горизонтальной ветра турбиной то она имеет следующие преимущества, постоянный КИЭВ не зависящий от скорости ветра. Возможность использовать силу напора потока дает конструкции высокий стартовый порог, а изменение угла атаки в зависимости от снимаемой нагрузки большой крутящий момент. Данная конструкция имеет преимущества и в сравнении с ротором Дарье. Ротор Дарье конструктивно имеет довольно малый момент приложения силы. То есть подъемная сила ветра возникает только в момент когда лопасть находится под определенным углом к набегающему потоку ветра. На окружности, по которой движется лопасть, это две точки с угловым размером 3-5 градусов. Конструкция, представленная в майском номере журнала Радиолоцман, имеет момент приложения силы раз в 20 больше, и если вспомнить принцип сохранения энергии это даст конструкции значительное преимущество. Эксплуатация ветрогенератора в условиях резко выраженного континентального климата предъявляет конструкциям довольно жесткие требования, для выполнения которых приходится усовершенствовать, усложнять конструкции адаптируя их к эксплуатации в предложенных условиях. Простых решений, таких как у винта КИЭВ выше значит он лучше, в данных условиях не будет.
  • КТО ЗАКАЗАЛ СТАТЬЮ !? ... теперь платите ...
  • :) :) Куча грамматических ошибок в начале текста так напрягла, что так и бросил читатьв самом начале. .
  • [url]http://www.rlocman.ru/forum/album.php?albumid=108&pictureid=622[/url] ....гораздо меньше букв, гораздо больше кпд....
  • Думаю не так всё плохо.Есть отличный вариант. Берётся убитый ак.шуруповёрт и вместо мотора крыльчатка , но только с заслонкой. Конструкцию переделки не публикую.
  • И правильно, что хранишь в тайне, два года хранил и не нужно было даже заявлять! Щас, глядишь, все шуруповерты скупят магАзинах. :)
Полный вариант обсуждения »