KEEN SIDE успешно заменяет аналогичные продукты таких известных брендов, как Phoenix Contact, Weidmueller, Degson, Winstar, Hsuan Mao, KLS, G-NOR, Mean Well и др.

Регулятор оборотов низковольтного двигателя постоянного тока с защитой от перегрузки

Texas Instruments CD4098BE TL494 LM317T

На новогодних каникулах автор решил исполнить давнюю свою задумку – сделать плавный пуск и регулировку оборотов вентиляторов радиатора, а также плавное включение фар для своего «Меркури Кугар» 2000 года рождения.

Выбираем схему BMS для заряда литий-железофосфатных (LiFePO4) аккумуляторов

Поскольку задачи в принципе идентичны, решено было начать с изучения объектов регулирования.

На Рисунке 1 изображены осциллограммы токов при пуске двигателя вентилятора, а на Рисунке 2 – осциллограммы токов при включении лампы фары.

а) Осциллограммы токов при работе электродвигателя вентилятора. Масштаб по вертикали 10 А/деление. б) Осциллограммы токов при работе электродвигателя вентилятора. Масштаб по вертикали 10 А/деление.
в) Осциллограммы токов при работе электродвигателя вентилятора. Масштаб по вертикали 10 А/деление. г) Осциллограммы токов при работе электродвигателя вентилятора. Масштаб по вертикали 10 А/деление.
Рисунок 1. Осциллограммы токов при работе электродвигателя вентилятора. Масштаб по вертикали 10 А/деление.

На Pисунках а и 1б показана осциллограмма токов при пуске двигателя 120 Вт без крыльчатки в разных масштабах времени. На Рисунке 1в отражена работа двигателя с крыльчаткой с периодическими двукратными искусственными перегрузками. На Рисунке 1г показана осциллограмма тока с имитацией пуска заклинившего двигателя.

а) Осциллограммы токов при работе электродвигателя вентилятора. Масштаб по вертикали 10 А/деление. б) Осциллограммы токов при работе электродвигателя вентилятора. Масштаб по вертикали 10 А/деление.
в) Осциллограммы токов при работе электродвигателя вентилятора. Масштаб по вертикали 10 А/деление. г) Осциллограммы токов при работе электродвигателя вентилятора. Масштаб по вертикали 10 А/деление.
Рисунок 2. Осциллограммы токов при включении лампы накаливания фары автомобиля. Масштаб по вертикали 10А/деление.

За кадром предохранитель 20 А приказал долго жить.

Как мы видим, величина стартового тока и скорость его нарастания практически не зависят от нагрузки на исследуемый двигатель и составляют примерно четырехкратную величину тока при номинальной нагрузке.

На Рисунках 2а и 2б показаны осциллограммы токов при включении лампы ближнего света 55 Вт в разных временных масштабах.

На Рисунках 2в и 2г показаны осциллограммы токов при включении параллельно соединенных нитей ближнего и дальнего света (55 Вт + 65 Вт).

Принципиальная схема регулятора, обеспечивающая «мягкий» старт.
Рисунок 3. Принципиальная схема регулятора, обеспечивающая «мягкий» старт.

В последнем случае с естественным ростом пускового тока мы видим существенное увеличение скорости его нарастания.

Из анализа Рисунков 1 и 2 делаем вывод, что «мягкое» включение электродвигателей вентиляторов и ламп фар позволит исключить возникновения сверхтоков в цепях питания этих устройств и должно положительно сказаться на их надежности. Поэтому исходно была смонтирована и опробована в лабораторных условиях схема, показанная на Рисунке  содержащая элементы плавного пуска и регулирования оборотов двигателя или яркости ламп накаливания в фарах. Для простоты дальнейшего изложения назовем ее «базовой схемой».

Основой базовой схемы является легендарная и любимая многими микросхема контроллера импульсных источников питания TL494. Для регулирования среднего тока в нагрузке используется изменение напряжения на входе компаратора «мертвого времени», на другой вход которого поступает пилообразное напряжение с внутреннего генератора, частота которого определяется номиналами элементов R5 и С2.

Коэффициент заполнения изменяется от 0 до 95%. Стартовое значение коэффициента заполнения зависит от напряжения в контрольной точке КТ1.

«Мягкий» старт обеспечивается наличием конденсатора С1 и при указанной на схеме ёмкости С1 время плавного пуска составляет несколько секунд. После включения питания конденсатор С1 начинает заряжаться через цепь из R2 и R4 до напряжения на движке потенциометра R2. Поэтому при каждом включении ток в нагрузке (обороты двигателя или накал нитей ламп) после плавного старта будет соответствовать тому току, при котором питание было отключено.

Для обеспечения достаточной мощности в выходном каскаде используются два включенных параллельно n-канальных оригинальных полевых транзистора STP75N75, имеющих сопротивление канала менее 0.01 Ом при токе 80 А (для корпуса ТО-220). К затвору каждого транзистора подключен свой резистор сопротивлением 10 Ом; на схеме они показаны как один резистор R9.

Лабораторные испытания базовой схемы показали ее надежность и способность длительное время коммутировать токи до 40 ампер без существенного нагрева выходных транзисторов. Однако мысль перфекциониста на этом не успокоилась, и было решено дополнить базовую схему защитой от перегрузок и коротких замыканий в цепи нагрузки.

Микросхема TL494 содержит два усилителя ошибки, один из которых обычно используется для регулировки выходного напряжения источника питания, а второй усилитель регулирует/ограничивает ток в нагрузке.

В случае ШИМ-регулятора, работающего на нагрузку без промежуточного индуктивного элемента, например, дросселя, скорость нарастания тока короткого замыкания ограничивается только индуктивностью соединительных проводов, а его величина активным сопротивлением этих проводов. Поэтому наилучшим методом защиты будет не ограничение тока в нагрузке, а ее полное отключение. После исчезновения причин, вызвавших перегрузку, устройство должно автоматически вернуться к нормальной работе.

Эти функции реализует схема защиты регулятора, представленная на Рисунке 4.

Принципиальная схема регулятора оборотов электродвигателя, обеспечивающая «мягкий» старт и двухканальную защиту от перегрузок.
Рисунок 4. Принципиальная схема регулятора оборотов электродвигателя, обеспечивающая «мягкий» старт
и двухканальную защиту от перегрузок.

Наличие в TL494 двух усилителей ошибки, выходы которых объединены внутри микросхемы по схеме «ИЛИ», позволяет реализовать два канала защиты с различными характеристиками.

«Быстрый» канал имеет пороговый уровень срабатывания, равный трехкратному номинальному току двигателя и суммарную длительность реакции на перегрузку около 40 мкс. «Медленный» канал, имеет пороговый уровень срабатывания, равный двукратному номинальному току двигателя и длительность реакции на перегрузку в районе 60-80 мс.

Рассмотрим схему защиты более подробно. Сигнал обратной связи снимается с резистора R24 сопротивлением 0.01 Ом, включенного в исток транзистора VT5 (2 × STP75N75). При токе в 10 ампер падение напряжения на этом резисторе составит 0.1 вольта.

«Быстрый» канал защиты содержит входной фильтр на элементах R21 и C5, эффективно подавляющий коммутационные выбросы и компаратор, выполненный на усилителе ошибки 1 (выводы 1 и 2) . Уровень срабатывания компаратора определяется напряжением на движке резистора R12.

«Медленный» канал содержит входной двухзвенный фильтр на элементах R22, C7, R17, C6, подавляющий флуктуации тока, возникающие в процессе работы электродвигателя длительностью до 80 мс, и компаратор, выполненный на усилителе ошибки 2 (выводы 15 и 16). Уровень срабатывания компаратора определяется напряжением на движке резистора R15.

Для уменьшения зоны неопределенности и, соответственно, увеличения скорости переключения, компараторы охвачены положительной обратной связью (резисторы R8 и R10). При срабатывании любого компаратора уровень напряжения на выводе 3 растет и транзистор VT2 открывается. Отрицательный перепад напряжения на его коллекторе запускает ждущий мультивибратор DD1-1, на выходе которого формируется отрицательный импульс длительностью около 100 мс, открывающий транзистор VT1. При этом напряжение на управляющем входе компаратора мертвого времени (вывод 4) увеличивается до 5 В, прекращая генерацию импульсов, управляющих силовыми транзисторами.

Конденсатор С1 начинает разряжаться через резистор R4 и открытый транзистор VT1. Резистор R4 необходим, так как при его отсутствии замедлится открывание транзистора VT1. После окончания отрицательного импульса с выхода DD1-1 транзистор VT1 закрывается, и конденсатор С1 начинает заряжаться, начиная новый цикл «мягкого» запуска.

На Рисунке 5 показана осциллограмма напряжения на выводе 4 микросхемы TL494, иллюстрирующая процесс повторного запуска при срабатывании защиты.

Процесс повторного запуска при перегрузке.
Рисунок 5. Процесс повторного запуска при перегрузке.

Одновременно с ждущим мультивибратором DD1-1 запускается ждущий мультивибратор DD1-2, к выходу которого подключен внешний красный светодиод, сигнализирующий о возникновении перегрузки. Цепь R29, C12 предотвращает срабатывание ждущего мультивибратора DD1-2 при включении питания.

Регулятор, собранный по схеме, приведенной на Рисунке 4, показан на Рисунке 6. Он прошел лабораторные и сейчас проходит ходовые испытания.

Экспериментальный образец регулятора.
Рисунок 6. Экспериментальный образец регулятора.

Монтаж платы экспериментального образца выполнен методом DIP с множеством контрольных точек и джамперов, рабочие же платы будут выполнены с применением SMD технологии и размещены в корпусах меньшего размера.

Испытания на короткое замыкание в нагрузке имитировались включением четырех соединенных параллельно автомобильных ламп фирмы Philips 12 В/120 Вт при уверенном срабатывании защиты.

Испытания с физическим замыканием линий нагрузки не проводились из соображений безопасности.

Заключение

Экспериментальный образец регулятора до сих пор используется, подтверждая ту истину, что нет ничего более постоянного, чем временное smiley.

В автомобиле установлен сдвоенный вентилятор радиатора. Регулятор подключен к одному из них, и вентилятор постоянно работает на оборотах, задаваемых резистором R2. Второй вентилятор управляется по штатной схеме и включается при температуре охлаждающей жидкости, близкой к критической.

После установки регулятора, второй вентилятор ни разу не включался, несмотря на длительное стояние в пробках. Правда сейчас холодное время года… Возможно, летом придется подключить к регулятору второй вентилятор, не отключая, естественно, штатную автоматику.

…Вы всё про вентиляторы... А как же фары, с ними-то что?

В отличие от подключения регулятора оборотов вентилятора радиатора, для модернизации фар нужна более сложная операция по переделке проводки. Но процесс пошел… Разовое тестовое испытание регулятора с фарами прошло успешно.

Смотрится очень эффектно.

Кугар, черный горный лев, мурча холостыми оборотами, медленно открывает глаза!

Материалы по теме

  1. Datasheet Texas Instruments CD4098BE
  2. Datasheet Texas Instruments TL494
  3. Datasheet Texas Instruments LM317T
  4. Datasheet Fairchild BC547
  5. Datasheet Fairchild BC557
  6. Datasheet ON Semiconductor BD139
  7. Datasheet STMicroelectronics BD140
  8. Datasheet Diodes SB160
  9. Datasheet Vishay VS-15TQ060-M3
  10. Datasheet STMicroelectronics STP75N75
45 предложений от 28 поставщиков
Моностабильный мультивибратор, CD4098, 100нс, 6.8мА, 3В до 18В, DIP-16
CD4098BE (ST-HCF4098BEY)
STMicroelectronics
4.85 ₽
Akcel
Весь мир
CD4098BE
Texas Instruments
от 11 ₽
EIS Components
Весь мир
CD4098BE
Texas Instruments
13 ₽
ICdarom.ru
Россия
CD4098BE
Texas Instruments
от 35 ₽
Электронные компоненты. Бесплатная доставка по России
Для комментирования материалов с сайта и получения полного доступа к нашему форуму Вам необходимо зарегистрироваться.
Имя
Фрагменты обсуждения:Полный вариант обсуждения »
  • На схеме рис. 4 явная ошибка: точка соединения R21 и R22 должна быть подключена к истоку VT5, а нижний вывод R20 - к минусу питания.
  • Непонятна необходимость в применении фильтра НЧ второго порядка (R22 C7 и R17 C6), если можно обойтись одиночным, рассчитав его на то же время задержки.
  • Благодарю за внимание к моей работе. Ошибку в схеме, возникшую при публикации исправим.
  • У автора в схеме только плавный пуск, а ток ключа ничем не контролируется. На мой взгляд для надежности устройства надо дополнить схему узлом контроля тока ключа и отключать шим при неисправностях вентилятора.
  • На рисунке 3 защиты ключа нет, а на рисунке 4 есть. Как и сказано в тексте при включении 4х параллельно соединенных холодных ламп 120Вт/12 в ток теоретически может достигать в моменте 200А. При этом защита срабатывает за 40 - 50 мкс отключая ШИМ. Можно еще более увеличить быстродействие защиты, блокируя затвор VT5, и в схеме есть все возможности для этого, но автор посчитал это нецелесообразным
  • Там всё правильно у автора. К автору: транзисторов STP75N275 не нашел, возможно имелся в виду stp75nf75? Еще хорошо бы указать тип R24, потому как импульсная мощность на нём довольно высока, не всякий резистор выдержит.
  • Спасибо, DIMON1117! Ошибка в схеме исправлена.
  • STP75N275 исправлено на STP75N75
  • Резистор R24 в виде металлической полосы с облужеными концами взят из серверного блока питания. Их там было три и в опытном образце регулятора установлен последний, поэтому сразу же были заказаны металлические константановые резисторы на Али. На момент заказа они были только у одного продавца. Магазин назывался FXI Electronics Co. В переводе продавца называются "резисторы пробоотборника". Я их еще не получил, так что о качестве сказать ничего не могу. Отзыв в магазине хороший.
  • возможно имеются ввиду - токовые шунты.
  • Все самопальные примочки это порча авто. Обычно следующий владелец такое выкусывает и приводит конструктив к заводской документации. Меркури Кугар это одно, а мутант с с переделками это мутант.
  • В защиту автора. Автор честно объявил свою мотивацию - ему захотелось. Автор свои хотелки осуществляет над своей личной машинкой, и это его безусловное право, и пофиг в данном случае какая это машинка, хоть ламборгини. Автор никоим образом не навязывает, не рекламирует и не пропагандирует свои идеи и технические решения. Так что пожелаем автору удачи. :)
  • Да все правильно, да машину жалко.
Полный вариант обсуждения »