Электронные системы управления двигателем и впрыска топлива
Одним из важнейших отличий автомобилей отечественного производства от иномарок является насыщенность последних разного рода электронными системами. В данной статье мы хотели бы рассмотреть электронную систему впрыска топлива и управления двигателем на примере современной модели двигателя.
Итак, система управления двигателем состоит из основных трех групп компонентов:
- набор устройств сбора информации;
- устройства для ее обработки;
- исполнительные механизмы.
В самую первую группу попадают собирающие максимально полную информацию про текущее состояние автомобиля, режимы его движения и процессы, происходящие в двигателе, механизмы. Вторая группа модуль микропроцессора ECU или ECM. Этот микропроцессор анализирует поступающую к нему от датчиков, фиксирующих скорость вращения и точное положение коленчатого вала, температуру охлаждающей жидкости, скорость автомобиля и прочие важные вспомогательные данные. Информация сравнивается с математической моделью, которая запрограммирована в памяти, постоянно. И если система обнаруживает расхождения с желаемыми значениями, выдаются команды для коррекции. Действенность принятых мер в обязательном порядке проверяется, и цикл повторяется, если это необходимо.
К исполнителям команд компьютера относят форсунки, функция которых заключается в подаче топлива в точно выверенные промежутки времени в необходимом количестве, зажигании этого топлива свечами и пр. Это и есть третья группа компонентов.
Чем отличаются такие электронные системы от старых добрых, давно привычных и достаточно дешевых механических? Первые могут без проблем изменять режим работы двигателя - практически мгновенно в ходе его работы и непрерывно. В отличие от EMS, карбюраторы регулируются только до эксплуатации автомобиля, благодаря чему регулировка данного типа получается точной. Второе отличие – это возможность организации так называемой «обратной связи». Специальный датчик содержания кислорода устанавливается в выхлопном коллекторе и дает необходимую информацию для определения состава газов. Таким образом, благодаря компьютеризации машины стали «умными» - в их поведении проявился целый набор признаков интеллекта.