Компания Trinamic известна своими интегральными решениями для управления шаговыми двигателями. На этот раз фирма сделала значительный рывок вперед и выпустила микросхему контроллера бесколлекторных двигателей TMCC160. Она объединяет в одном корпусе процессор Cortex-M4 и драйвер силового трехфазного моста. Благодаря поддержке широкого спектра интерфейсов и датчиков положения TMCC160 способна стать базовой микросхемой для электроприводов: как для простых, так и для сложных и ответственных приложений.
Рис. 1. | TMCC160 – контроллер бесколлекторного двигателя от TRINAMIC. |
Управление бесколлеторным двигателем – сложная задача. Как известно, в таких двигателях нет коллекторно-щеточного узла. Вместо этого переменное поле создается с помощью электронного блока управления. При этом формирование питающих напряжений и коммутация обмоток производится по достаточно сложному алгоритму.
Конструктивно бесколлекторный двигатель состоит из статора с обмотками и ротора, изготовленного из постоянного магнита. Наибольшее распространение получили трехфазные моторы. Их обмотки соединены звездой или треугольником.
Если подключить одну из фаз на шину питания, а вторую на шину земли, то через соответствующие обмотки начнет протекать ток. Он создаст магнитное поле, которое приведет к повороту ротора. Чтобы добиться кругового вращения, необходимо коммутировать фазы двигателя по специальному алгоритму. Обычно используется последовательность из шести шагов (Рис. 2).
Рис. 2. | Принцип работы бесколлекторного двигателя. |
На первом этапе к шине питания подключается фаза А, а фаза B – к земле. После этого ротор начнет вращение. Когда его положение приблизится к положению равновесия, необходимо повернуть магнитное поле статора. Для этого производится вторая коммутация обмоток – фаза A отключается, а напряжение питания подается на фазу С. Проводя такие последовательные переключения, можно поворачивать поле статора, и, соответственно, добиться вращения подвижного ротора.
В этой простой с первого взгляда схеме есть множество сложностей. Во-первых, нужно очень точно определять моменты коммутации обмоток, например, с помощью датчиков Холла или энкодеров. Во-вторых, для управления скоростью необходимо менять значение тока обмоток. Для этого обычно используют ШИМ (Рис. 3). В-третьих, коммутация производится за счет трехфазного моста, который требует драйвера и обеспечения мертвого времени. В-четвертых, необходимо обеспечить оптимальные разгонные и тормозные характеристики. Кроме всего перечисленного, не стоит забывать и о таких важных функциях привода, как поддержка аналогового или цифрового управления.
Рис. 3. | Упрощенные диаграммы напряжений фаз бесколлекторного двигателя. |
Таким образом, для создания привода потребуется достаточно сложная схема, включающая контроллер, драйвер силовых транзисторов, силовой мост, источник питания для процессора и логики управления, источник питания для драйвера и т. д. Еще более сложным окажется программное обеспечение для процессора. Однако с появлением специализированных интегральных контроллеров создание электронной части электропривода значительно упростилось.
В разделе УНИТЕРА неоднократно публиковались статьи о контроллерах шаговых двигателей от TRINAMIC. Теперь же компания вышла на новый для себя рынок контроллеров бесколлекторных двигателей. Первым продуктом компании стала микросхема TMCC160.
TMCC160 – интегральный контроллер бесколлекторного двигателя, объединяющий в одном миниатюрном корпусе LGA (17×12×1.4 мм) ключевые компоненты системы управления:
- производительный процессор Cortex-M4;
- драйвер силового моста с источником питания 12 В/ 1 А;
- источник питания 3.3 В с входным напряжением 7…24 В.
Для создания привода на базе TMCC160 потребуется силовой мост и несколько пассивных компонентов (Рис. 4).
Рис. 4. | Схема включения TMCC160. |
Функции управления и выполнение алгоритмов коммуникации обеспечивает процессор Cortex-M4:
- Формирование управляющих сигналов для драйвера силового моста;
- Прием и обработка сигналов обратной связи;
- Прием и обработка сигналов с датчиков положения (датчиков Холла и энкодеров);
- Управление работой схемы тормозного резистора;
- Прием команд управления от внешнего управляющего контроллера по интерфейсам UART/ SPI/ CAN;
- Прием аналогового сигнала управления AIN;
- Взаимодействие с внешним ПЗУ EEPROM (если требуется).
Интегрированный драйвер формирует управляющие сигналы для силового трехфазного моста. Для этой цели используется внутренний источник 12 В/1 А.
TMCC160 может работать как в автономном режиме, так и под управлением внешнего контроллера. Для автономной работы в простых приложениях (вентиляторы, насосы) в качестве задающего сигнала удобно использовать аналоговый вход 10 В. При работе в паре с внешним контроллером, для управления параметрами вращения двигателя также может применяться аналоговый вход либо один из цифровых интерфейсов (UART/ SPI/ CAN). При этом общение с TMCC160 производится с помощью языка TMCL, включающего около 2048 команд.
В состав средств разработки и отладки входят: система проектирования ПО TMCL-IDE 3.0 и отладочный набор TMCC160-EVAL (Рис. 5).
Рис. 5. | Подключение и внешний вид отладочной платы TMCC160-EVAL. |
Отладочная плата TMCC160-EVAL, по сути, является полноценным контроллером бесколлекторных двигателей с номинальным напряжением питания 24 В и током до 10 А. Плата включает микросхему TMCC160-LC, силовой трехфазный мост, схему управления тормозным резистором, цепи нормирования для сигналов датчиков положения (датчиков Холла и энкодеров), микросхемы интерфейсов RS232, RS485, CAN, SPI. Таким образом, для того чтобы создать свой первый привод, потребуется только лишь ПК, двигатель и источник питания.
В качестве заключения хотелось бы отметить, что новый контроллер наверняка найдет свое применение как в относительно простых приложениях (насосы, вентиляторы), так и в сверхточных и ответственных системах: роботы, двигатели станков с ЧПУ, системы промышленной автоматизации, медицинское и лабораторное оборудование, электромобили, электровелосипеды и многое другое.
Характеристики микросхемы контроллера бесколлекторного двигателя TMCC160:
- Микропроцессорное ядро: ARM Cortex-M4;
- Управление: FOС и шестишаговое;
- Диапазон рабочих напряжений питания: 7…28 В;
- Драйвер силового моста: 12 В, 1 А;
- Встроенный регулятор: 3.3 В 500 мА;
- Поддерживаемые датчики: датчики Холла и энкодеры;
- Коммуникационные интерфейсы: RS232, RS485, CAN, SPI;
- Особенности: аналоговый вход управления (10 В), поддержка резистивного резистора;
- Язык программирования: TMCL с поддержкой 2048 команд;
- Среда разработки: TMCL-IDE 3.0 (доступна для скачивания на сайте www.trinamic.com);
- Диапазон рабочих температур: -40…85 °C;
- Корпусное исполнение: 17×12×1.4 мм 51-выводной LGA.
- Характеристики отладочного набора TMCC160-EVAL:
- Микросхема управления двигателем: TMCC160-LC;
- Напряжение питания шины: 7…28 В;
- Среднеквадратичный ток двигателя 10 А;
- Поддерживаемые датчики положения: датчики Холла и энкодеры;
- Поддержка резистивного тормоза: есть;
- Коммуникационные интерфейсы: RS232, RS485, CAN, SPI;
- Номинальное напряжение аналогового входа управления: 10 В (максимальное 24 В);
- ПО для настройки и работы: TMCL-IDE 3.0 (доступно для скачивания на сайте www.trinamic.com);
- Габаритные размеры: 85×79×34 мм.
Посмотреть подробные характеристики контроллеров бесколлекторных двигателей от TRINAMIC