KEEN SIDE успешно заменяет аналогичные продукты таких известных брендов, как Phoenix Contact, Weidmueller, Degson, Winstar, Hsuan Mao, KLS, G-NOR, Mean Well и др.
РадиоЛоцман - Все об электронике

Эволюция домашнего аудио компании Sony. Часть 1

Sony

Журнал РАДИОЛОЦМАН, январь 2017

Юрий Петропавловский

За свою историю, начавшуюся 70 лет назад, компания Sony разработала и внедрила в повседневную жизнь людей всего мира множество продуктов, описания целого ряда которых, можно начинать со слов: «впервые в Японии, США, Европе или в мире…». Такому положению дел способствовала и основная идея развития компании – не занимать существующие, а создавать новые рынки, которая сделала Sony первопроходцем и лидером многих направлений в отрасли, называемой сейчас бытовой электроникой.

Сравнительное тестирование аккумуляторов EVE Energy и Samsung типоразмера 18650

Компания выпускает продукты целого ряда категорий (радиоприемники, телевизоры, видео и фотокамеры, компьютеры и другие). В данной статье рассмотрена эволюция продуктов Sony категории домашнего аудио. К этой категории продуктов компания относит катушечные и кассетные магнитофоны, интегральные усилители и AV ресиверы, проигрыватели CD и SACD и некоторые другие устройства домашнего аудио. Однако многие комбинированные устройства, используемые в домашних условиях, например DVD/Blue Ray проигрыватели, DVD/Blue Ray ресиверы, домашние кинотеатры, музыкальные центры, акустические системы и некоторые другие продукты в категории домашнего аудио не фигурируют.

Эволюция домашнего аудио компании Sony
Рисунок 1. Масару Ибука и Акио Морита (слева).

На протяжении многих лет главной движущей силой развития компании были ее основатели и неординарные личности – Масару Ибука и Акио Морита (Рисунок 1). Историю компании, с точки зрения ее основателя, читатели могут подробно проследить по книге Акио Мориты «Сделано в Японии» (Рисунок 2), впервые вышедшей на русском языке в 1993 году (переиздана в 2016 году) [1].

Эволюция домашнего аудио компании Sony
Рисунок 2. Книга Акио Мориты
«Сделано в Японии».

Масару Ибука (1908-1997 гг.) был «техническим гением» Sony и главным «генератором идей» развития компании. Его роль в выборе приоритетных направлений деятельности и технологий с момента основания и на протяжении многих лет была определяющей.

Еще в детстве потерявший отца (несчастный случай), Масару Ибука воспитывался в семье бабушки и дедушке в японских традициях – ему позволялось многое. Уже в раннем возрасте Масару интересовали различные механизмы и их устройство. После окончания школы он поступил в университет Васэда в Токио (один из самых престижных университетов Японии), где сокурсники прозвали его «гением-изобретателем». Масару увлекался и коротковолновым радиолюбительством, его первые выходы в эфир состоялись в 1926 году.

Дипломная работа Ибуки (1933 г.) по модуляции сигналов в электронно-лучевой трубке получила приз на Парижской промышленной выставке. После окончания университета и получения степени бакалавра наук в области электросвязи Ибука поступил на работу в компанию Photo-Chemical Laboratories Inc. в Токио, где в 1933-1936 годах занимался исследованиями в области записи звука на кинопленку.

Во время Второй мировой войны Ибука работал инженером в компании Japan Precision Instrument Co. по производству новой измерительной и испытательной техники для военных нужд. По словам Ибуки, инженеры компании работали так тяжело, что нередко забывали о сне и еде.

Во время Союзнической оккупации Японии компания была ликвидирована, и Ибука с двадцатью инженерами создал собственную компанию Tokyo Tsushin Kenkyujo (Tokyo Telecommunications Laboratory). Первыми продуктами новой компании стали коротковолновые конверторы для средневолновых приемников. Эти простые приставки хорошо продавались населению, желавшему слушать новости. Для понимания обстановки, в которой в то время находилась страна и были вынуждены работать промышленные предприятия, коротко приведем основные моменты и особенности политики оккупационных властей США в Японии.

Оккупация Японии союзными войсками в 1945-1952 годах после капитуляции на практике проводилась американской оккупационной администрацией под руководством генерала Макартура, которой подчинялось правительство Японии.

В области экономики оккупационные власти, прежде всего, ликвидировали Дзайбацу – семейные финансово-промышленные конгломераты Японии с жесткой вертикальной организацией, четыре из которых сформировались еще в 19 веке. (Мицубиси, Мицуи, Сумитомо, Ясуда).

После разрушения вертикальной структуры дзайбацу и устранения от управления компаниями семейных кланов предприятия и банки, входившие в них, стали организовывать горизонтальные связи. Такие образования получили названия Кэйрецу, существующие и поныне, причем многие из них с прежними названиями (Mitsubishi, Mitsui, Sumitomo, Fuyo, Sanwa, Tokai и другие).

Отсутствие «всемогущих хозяев» дзайбацу (в нашем понимании олигархов), прибиравших к рукам все, что только можно, в послевоенные годы способствовало появлению множества совершенно новых компаний, многие из которых стали флагманами в различных областях экономики Японии. К таким новым копаниям относится и Sony.

Выпускник Императорского университета в Осаке Акио Морита (1921-1999 гг.) впервые встретил Масару Ибуку еще во время войны. После ее окончания он получил приглашение Масару на работу в свою компанию. Морита приглашение принял, отказавшись при этом от предложения продолжить выгодный семейный бизнес своего отца по производству саке.

Компанию Tokyo Tsushin Kogyo (Totsuko/Тоцуко) – предшественницу Sony – Ибука и Морита зарегистрировали 7 мая 1946 года. Для преодоления острой нехватки финансовых средств на развитие новой компании Ибука разработал «коммерческий» продукт – подушку с электрообогревом. «Электроподушки» под вымышленной торговой маркой Ginza Heating Company продавались как «горячие пирожки», что позволило решить финансовые проблемы и приступить к настоящему делу – разработке звуковых магнитофонов для широкого круга потребителей.

Первоначально панировалось создать аппарат, подобный проволочному самописцу, ранее применявшемуся в некоторых военных устройствах. Однако однажды Ибука прослушал работу ленточного магнитофона и был поражен качеством звука этого аппарата, после чего твердо решил разрабатывать ленточный магнитофон.

Задача оказалась не из легких. Не только в Японии, но и в США магнитофоны были большой редкостью. У инженеров Тоцуко не было и достоверной технической информации об устройстве немецких ленточных магнитофонов компании AEG, поэтому пришлось разрабатывать с «нуля», как сам аппарат, так и ленту.

Эволюция домашнего аудио компании Sony
Рисунок 3. Нобутоси Кихара.

Группу разработчиков магнитофона возглавлял талантливый инженер и бывший ученик Ибуки – Нобутоси Кихара (Nobutoshi Kihara, 1926-2011 гг., фото на Рисунке 3). Первый действующий прототип магнитофона (Рисунок 4) Кихары был выполнен по образцу американского магнитофона «Magnecorder», работу которого он наблюдал в радиовещательной корпорации NHK. Этот аппарат под названием A-Type был предназначен для домашнего использования и представлен в сентябре 1949 года.

Эволюция домашнего аудио компании Sony
Рисунок 4. Магнитофон A-Type.

Однако первым серийным магнитофоном Тоцуко (с 1955 года Sony) был студийный аппарат G-Type («Чистый голос», Рисунок 5), выпущенный в 1950 году. Этот аппарат весом 35 кг, получивший в прессе название «Говорящая бумага», поначалу никак не удавалось продать. Люди не знали для чего можно использовать столь дорогую (17000 йен – 472 доллара по тогдашнему курсу 360 йен за доллар) «игрушку».

Эволюция домашнего аудио компании Sony
Рисунок 5. Студийный магнитофон G-Type.

Случай помог решить эту проблему, когда Морита застал сцену покупки дорогущей вазы в антикварной лавке по цене большей, чем стоил их магнитофон. Это натолкнуло Мориту на мысль, что совершенно новый продукт, такой как их магнитофон, следует предлагать только там, где он действительно нужен. Таким местом для Тоцуко стал верховный суд, где остро не хватало стенографистов. После демонстрации работы аппарата в суде Морите удалось продать сразу 20 магнитофонов G-Type.

Громоздкий и дрогой магнитофон G-Type к тому же отличался и недостаточно высоким качеством звука, так как был рассчитан на запись речи. Большую роль в повышении качества записи/воспроизведения музыки последующих магнитофонов компании сыграл оперный певец (баритон), композитор и предприниматель Норио Ога (Norio Ogha, 1930-2011 гг, фото на Рисунке 6).

Эволюция домашнего аудио компании Sony
Рисунок 6. Норио Ога.

Ога убедил Ибуку направить усилия на улучшение качества звука магнитофонов, снижения их цены и габаритов, что послужило росту популярности катушечных магнитофонов Sony у аудиофилов в 60-80-годы. Впоследствии Ога, уже как сотрудник Sony, был основным инициатором проекта по созданию компакт-диска и проигрывателя для него, а в 1982-1995 годах занимал пост президента компании.

В начале 1950-годов компания выпускала модели H-Type (Рисунок 7) для использования в школах и еще более компактный аппарат Р-Type (Рисунок 3) для широкой публики. В последующие году Sony стремительно увеличивала производство бытовой электроники, в том числе и аппаратуры категории домашнего аудио. А такие продукты, как портативные аудиоплейеры Walkman и проигрыватели компакт-дисков стали мировыми бестселлерами. Более менее подробно рассмотреть особенности продуктов для домашнего аудио Sony в журнале не представляется возможным, поэтому здесь остановимся на некоторых «технологических вехах» (Technology Milestones), приведенных на самой фирмы [2].

Эволюция домашнего аудио компании Sony
Рисунок 7. Магнитофон H-Type.

Sony TC-777 (Рисунок 8) – первый в Японии полностью транзисторный катушечный стереомагнитофон высокого класса. Аппарат, представленный в 1961 году, и в различных исполнения выпускавшийся в течение нескольких лет, получил название «Три семерки».

Эволюция домашнего аудио компании Sony
Рисунок 8. Стереомагнитофон Sony TC-777.

Основные характеристики аппарата (модель TC-777S-4J, 1964 г.):

  • Диапазон частот записываемых и воспроизводимых сигнлов – 30…18000 Гц на скорости 19.05 см/с и 30…13000 Гц на скорости 9.53 см/с;
  • Отношение сигнал/шум не менее 50 дБ;
  • Детонация (Flutter and Wow) – 012/0.18% (19.05/9.53 см/с);
  • Частота стирания подмагничивания 90 кГц;
  • Габариты/вес 445 × 220 × 455 мм/19 кг.
Эволюция домашнего аудио компании Sony
Рисунок 9. Блок головок магнитофона Sony TC-777.

В аппарате реализован ряд конструктивных и схемотехнических решений, характерных для магнитофонов высокого класса: сквозной тракт записи/воспроизведения с тремя головками (Рисунок 9), ленточные тормоза подкатушников с релейным приводом (Рисунок 10), прямой привод подкатушников и массивный маховик тонвала (Рисунок 11).

Эволюция домашнего аудио компании Sony
Рисунок 10. Магнитофон Sony TC-777, вид спереди.
 
Эволюция домашнего аудио компании Sony
Рисунок 11. Магнитофон Sony TC-777, вид сзади.

Тракт записи/воспроизведения магнитофона выполнен на германиевых P-N-P транзисторах 2SB51, 2SB52-1/2/3 (Рисунок 12) собственной разработки и производства, генератор стирания и подмагничивания – на кремниевых N-P-N транзисторах 2SC42-2 (всего 24 транзистора).

Эволюция домашнего аудио компании Sony
Рисунок 12. Транзистор 2SB52.

Sony TA-1120 (1965 г., Рисунок 13) – первый в мире интегральный стереоусилитель, выполненный полностью на кремниевых транзисторах (всего 44 шт.). Аппарат вызвал значительный интерес среди аудиолюбителей, так как в то время были распространены в основном ламповые усилители небольшой мощности. ТА-1120 обеспечивал максимальную выходную мощность 2 × 160 Вт на нагрузке 8 Ом без явных признаков клиппирования выходных сигналов. Заявленные коэффициенты гармонических искажений: 0.05 % (РВЫХ = 50 Вт), 0.01% (10 Вт), 0.03% (0.5 Вт). Полоса пропускания усилителя 5 Гц … 200 кГц по уровню –2 дБ, отношение сигнал/шум 110 дБ, коэффициент демпфирования не менее 180 (на нагрузке 8 Ом).

Эволюция домашнего аудио компании Sony
Рисунок 13. Стереоусилитель Sony TA-1120.
 
Эволюция домашнего аудио компании Sony
Рисунок 14. Внутренний вид усилителя Sony TA-1120.
 
Эволюция домашнего аудио компании Sony
Рисунок 15. Транзистор 2SD45.

В конструкции аппарата применен ряд компонентов аудифильского качества (внутренний вид усилителя показан на Рисунке 14), в выходных каскадах каждого канала УМЗЧ применены 4 транзистора 2SD45 собственной разработки и производства (Рисунок 15). Напряжение питания УМЗЧ 93 В, выходные разделительные конденсаторы 3000 мкФ × 80 В; на выходах усилителя установлены ФНЧ второго порядка. Емкость конденсатора фильтра выпрямителя источника питания 4000 мкФ × 100 В.

Окончание

Электронные компоненты. Бесплатная доставка по России
Для комментирования материалов с сайта и получения полного доступа к нашему форуму Вам необходимо зарегистрироваться.
Имя