KEEN SIDE успешно заменяет аналогичные продукты таких известных брендов, как Phoenix Contact, Weidmueller, Degson, Winstar, Hsuan Mao, KLS, G-NOR, Mean Well и др.
РадиоЛоцман - Все об электронике

«Лаборатория в коробке» дает студентам практический опыт

Журнал РАДИОЛОЦМАН, сентябрь 2013

Jay Weitzen, Erin Webster

Electronic Design

Выбираем схему BMS для заряда литий-железофосфатных (LiFePO4) аккумуляторов

Студенты-первокурсники Университета штата Массачусетс, Лоуэлл, обучающиеся по инженерным специальностям, получат практический опыт проектирования благодаря новой программе, в которой используется комплект «lab in a box» (лаборатория в коробке), включающий в себя компоненты, микроконтроллер и плату, а также набор Analog Discovery Kit и программное обеспечение

Сегодня наблюдается стремительный рост количества студентов, выбирающих для себя курсы по научным, технологическим, инженерным и математическим специальностям. Но суровая реальность, как выясняют многие организации и учреждения, может стать преградой на их пути к достижению цели.

В Университете штата Массачусетс (город Лоуэлл) исследование среди абитуриентов, записавшихся на программу «Электроника и вычислительная техника» (Electronics and Computer Engineering – ECE), показало, что менее четверти из них имели какой-либо практический опыт работы над инженерными проектами, включая построение простейших принципиальных схем, работу с вольтметром и паяльником. Такая картина наблюдалась среди любых групп – и среди первокурсниц, и среди жителей городских районов.

Но дело не ограничивается только этими группами. Даже не столь большие вузы в более богатых районах испытывают недостаток в лабораториях для практических занятий из-за нехватки места и высокой стоимости. Ситуация на уровне колледжей не намного лучше, поскольку хорошо оборудованные электроникой лаборатории дороги, требуют больших площадей и, как правило, могут использоваться только во время учебных занятий и сессий, а не во внеучебное время или во время окон в расписании и праздников.

Теория против практики

В связи с отсутствием доступа к лабораториям занятия по основам инженерного дела были только чисто теоретическими. Они не могли заинтересовать студентов, казались скучными, далекими от реальной жизни и отталкивающими от самого инженерного искусства. Они не могли удержать студентов, обучающихся по программе ECE, поскольку их энтузиазм угасал, и, более того, знания, полученные на учебных курсах, терялись.

Тогда ситуацию решено было изменить, дав студентам практические навыки работы над проектом в первый год их обучения, сделав при этом учебу увлекательной, ценной, гибкой и не требующей больших затрат. Но традиционные средства на основе лабораторного стола с измерительным оборудованием и макетными платами для этого не годились.

Вместо этого был выбран другой подход, получивший название «лаборатория в коробке», – полноценный комплект электронных средств, но портативный, удобный в использовании и дешевый (Рисунок 1). С такой лабораторией каждый студент получает свое собственное рабочее место, полностью оснащенное для выполнения индивидуальных проектов.

«Лаборатория в коробке» дает студентам практический опыт
Рисунок 1. Эрин Вэбстер (Erin Webster) помогает первокурснице в работе над первым проектом с использованием «лаборатории в коробке», основанной на комплекте Analog Discovery Design Kit и вспомогательных компонентах.

Это не «виртуальная» лаборатория с симуляцией работы схем на ПК и предполагаемыми результатами. Это реальное лабораторное оборудование, с помощью которого студенты создают базовые схемы, испытывают их, подавая различные сигналы, получают аналоговые и цифровые данные, наблюдают выходные сигналы и анализируют результаты. В дополнение к обработке данных по соответствующим алгоритмам, они могут отображать информацию на двухканальном осциллографе. Это очень хорошая практика для студентов, которые прежде не имели даже понятия о том, что такое осциллограф.

Что может эта лаборатория

Одно дело сказать, что лаборатория в коробке – хорошая идея, но другое – создать такую. Требовалась полнофункциональная лаборатория, которую можно было бы использовать везде, и для которой был бы нужен только компьютер с разъемом USB. К счастью, на рынке нашлось доступное решение (Рисунок 2).

«Лаборатория в коробке» дает студентам практический опыт
Рисунок 2. Комплект Analog Discovery Design Kit представляет собой реальный интерфейс ввода/вывода аналоговых и цифровых сигналов. В сочетании с ним компьютер, имеющий разъем USB, превращается в осциллограф, анализатор спектра, вольтметр и генератор сигналов синусоидальной формы.

Лаборатория состоит из:

  • Набора деталей: резисторов, конденсаторов, светодиодов и других базовых компонентов
  • Микроконтроллера Parallax «Board of Education» с платой для прототипирования
  • Набора Analog Discovery Kit, представляющего собой полную систему анализа, включая двухканальный осциллограф, вольтметр, генератор функций, цифровой логический анализатор и источник питания
  • Программного обеспечения для связи всех компонентов в единое целое

Студенты начинают обучение с таких простых вещей, как зажигание светодиода и использование вольтметра для измерения падающего на нем напряжения. На следующем этапе они пишут простую программу для управления переключением одного светодиода, затем двух, и наблюдают на осциллографе соответствующие сигналы. Для большинства студентов такой подход к программированию является новым и, несмотря на их ежедневное времяпрепровождение в Интернете, дает ценный живой опыт.

В ходе занятий студенты набираются опыта, считывая состояния переключателей, управляя небольшими двигателями, исследуя постоянные времени RC-цепей, наблюдая спектры аудио сигналов, создавая коды для генерации тональных сигналов, собирая схемы на транзисторах и операционных усилителях. В программе есть и творческая составляющая, где перед студентами ставится задача, не имеющая готовых рецептов решения.

Чтобы свести к минимуму сложные проблемы, связанные с высокими частотами, большинство проектов основано на низкочастотных сигналах звукового диапазона, однако для содержательных проектов этого более чем достаточно. Студенты интенсивно используют осциллограф, генератор функций и, конечно, источник питания.

Заключение

Когда студенты переходят ко второму году обучения, за их плечами уже имеется опыт использования измерительного оборудования. Они завершили свои реальные практические проекты, написали прикладные программы, работали с аналоговыми и цифровыми сигналами и различными способами анализировали полученные результаты (Рисунок 3). Стоимость подобного обучения одного студента сопоставима со стоимостью учебника, но такой подход гораздо эффективнее.

«Лаборатория в коробке» дает студентам практический опыт
Рисунок 3. Второкурсник и первокурсник работают вместе над решением задачи, используя комплект Analog Discovery Design Kit.

Были обнаружены и другие преимущества «лаборатории в коробке». В других инженерных лабораториях группа из нескольких человек, будь то студенты предыдущих поколений, или сегодняшние, работала за одним стендом. Зачастую при этом только один студент выполнял бóльшую часть работы, в то время как остальные просто наблюдали, а то и вообще ничего не делали. Напротив, новый подход дает каждому студенту гарантию возможности работать над проектом самостоятельно, хотя, безусловно, они могут обмениваться идеями и помогать друг другу в решении проблем.

Портативность и удобство комплектов также означает, что студенты могут использовать их по своему усмотрению в общежитии, библиотеке или дома в любое время дня и ночи и во время каникул. Если студент «застрял» на каком-то этапе, или ему нужно проделать какие-то этапы эксперимента заново, он не станет объектом общественного порицания. Это в корне меняет характер взаимоотношений с преподавателем, поскольку теперь студенты могут просто принести свою работу и показать ему результаты, а также получить необходимую помощь. Это лучше, чем сидеть на лабораторных занятиях, дожидаясь, когда до них дойдет очередь.

Новый тип лаборатории в большей степени совместим с современными ограничениями по стоимости и занимаемому пространству. Он также больше соответствует требованиям студентов 21 века, благодаря тому, что может применяться когда и где угодно, он многофункционален, предлагает индивидуальный подход, прост в установке и настройке и очень удобен.

Перевод: Mikhail R по заказу РадиоЛоцман

На английском языке: "Lab In A Box" Gives Students Hands-On Experience

Электронные компоненты. Бесплатная доставка по России
Для комментирования материалов с сайта и получения полного доступа к нашему форуму Вам необходимо зарегистрироваться.
Имя
Фрагменты обсуждения:Полный вариант обсуждения »
  • Хочется и плакать, и смеяться... Смеяться, потому что студенты СевероАмериканских Штатов тоже имеют проблемы с интеллектом, а плакать из-за того, что у нас ещё хуже...Их опыты я бы назвал лабораторной работой в Радиокружке Дворца Пионеров для ученика 4-5 класса 60-80-х годов обучения прошлого века... Но судя по статье они пытаются...А мы?
  • А у нас, как не было финансирования радиокружков, так и нет. Так теперь еще в такие клещи взяли... Педагогов сокращают "по собственному желанию", подавай им колличество учеников согласно муниципального заказа, а то, что мест в кабинете меньше.... им пофигу. САНПИН применяют как им удобнее и выгоднее, вот здесь мы его соблюдаем, а здесь.... Администрация ничего не делает для привлечения детей, ВСЁ свалили на педагогов. Этолько разговоры по телеку, да предвыборные обещания, а на самом деле все только хуже, причем, уже не с каждым годом, а с каждым днем. Вот так вот мужики.
  • По статье трудно судить. У Digilent есть сайт, [URL="http://www.digilentinc.com/Classroom/RealAnalog/"]http://www.digilentinc.com/Classroom/RealAnalog/[/URL] на котором выложена в бесплатном доступе коллекция образовательных материалов с использованием Analog Discovery Kit. По моему на её основе можно построить неплохой курс электроники для технических ВУЗов. Понятно, что радиотехнику и ВЧ-технику с помощью данного набора не изучишь. Но и без радиотехники есть много полезных приложений электроники. Опять с моей точки зрения, Analog Discovery Kit - прекрасный набор для проведения лабораторных занятий по специальностям Робототехника, АСУ, Вычислительная техника и ряду других. Нашим ВУЗам и преподавателям тоже ничего не мешает (кроме финансирования) попробовать использовать этот набор в учебном процессе.
  • да действительно, смешного мало. я сам еще лет 8 назад сделал что - то вроде их кита (дивайс копеечный, 30 баксов, подключаешь к пк - получаешь осциллограф, вольтметры и все что можно мерять ), хрен кому это нужно и не продвинуть. Сам веду занятия со школьниками.
  • Ну, если "копеечный" - то школьникам и продавать - пусть и дома поиграются, всё польза. А родители заплатят за полезный подарок.