На склад поступили жидко-кристаллические индикаторы и дисплеи от KSE
РадиоЛоцман - Все об электронике

Миф, называемый «земля»

Журнал РАДИОЛОЦМАН, январь 2015

Bruce Archambeault

EDN

Выбираем схему BMS для заряда литий-железофосфатных (LiFePO4) аккумуляторов

Несколько лет назад друг сказал мне, что такого понятия, как «напряжение» не существует. Это было для меня настоящим шоком, ведь на лабораторном столе у меня стоял вольтметр. Он пояснил, что в уравнения Максвелла, которые приняты за основу теории всего электромагнетизма (а, значит, и электроники), входят ток, электрическое поле и магнитное поле, но никакого напряжения в них нет. В самом деле, как мы видим из приведенного ниже выражения, «напряжение» является производной величиной. Это суммирование (интегрирование) электрического поля по расстоянию:

 

В большинстве своем разработчики печатных плат мыслят в таких категориях, как источник постоянного напряжения или напряжение сигнала на проводниках платы. Если мне удастся преподнести свою идею в подобной форме, они примут ее. Тогда мы обсудим, каким образом ток неизменно возвращается к своему источнику на земле.

Наверное, «земля» является самым малопонятным и неправильно используемым термином электротехники. Я упрекаю университеты в том, что обучение инженеров-электриков они начинают с цепей постоянного тока, а затем начинают рассматривать поведение резисторов, индуктивностей и конденсаторов при воздействии переменного тока. Но идеи паразитных и внесхемных эффектов на занятиях обсуждаются редко. Лабораторные занятия, как правило, выполняются с относительно низкочастотными проектами, по-видимому, специально сконструированными так, чтобы паразитные эффекты можно было не принимать во внимание.

Мы учимся читать схемы с этими магическими путями возврата тока, называемыми «земля». На низких частотах физическое расстояние между точками соединения с землей электрически мало. В этом случае вполне допустимо считать, что все земляные узлы подключены к одной точке.

В реальном мире высокочастотных плат физические расстояния между точками подключения земляных узлов нельзя считать электрически малыми, и первостепенное значение приобретают расстояния между узлами. Чтобы вернуться к исходной точке, ток должен пройти определенный путь, на котором могут добавляться потери, совершенно изменяющие свойства земли.

К примеру, давайте возьмем микрополосковую линию, проходящую над металлической плоскостью, но пусть потенциал этой плоскости будет равен 3.3 В (не «земля»). А плоскость земли пусть будет расположена ниже, в следующем слое печатной платы. На схеме будет показано, что ток возвращается в землю, а не в шину 3.3 В. Но, к сожалению, ток не умеет читать схемы, чтобы узнать, где разработчик предписывает ему течь. Он выберет путь с наименьшим импедансом. Для частот, превышающих примерно 1 МГц, это означает путь с наименьшей индуктивностью. Этот путь почти всегда будет таким, чтобы петля тока была минимальной, поэтому ток потечет не в земляной слой, а в слой 3.3 В.

На приведенном ниже рисунке изображены силовые линии электрического поля, окружающего микрополосковую линию. Там, где силовые линии обрываются, потечет ток (внутрь страницы, или наружу). Даже, несмотря на то, что сигнал был подключен относительно слоя земли (не показан на рисунке), расположенного ниже слоя VCC, силовые линии поля обрываются на слое VCC. Возвратный ток всегда течет через ближайший слой, независимо от того, как он назван на схеме.

Миф, называемый «земля»
 
Силовые линии электрического поля, окружающего микрополосковую
линию. (Источник: Hyperlynx).

Каким же образом обратный ток попадает не в тот проводник, который изображен на схеме? Ведь, в конце концов, вывод земли микросхемы мы припаяли к слою земли, а не к слою VCC. Рисунок ниже показывает, что, несмотря на то, что при переключении из «0» в «1» выходной ток драйвера падает, путь сигнала, проходя через емкость входа КМОП микросхемы со стороны нагрузки и через вывод земли со стороны драйвера, мигрирует в проводник VCC, как только возвратный ток оказывается вблизи микросхемы.

Миф, называемый «земля»
 
Миф, называемый «земля»
Путь тока при переключении КМОП устройства из «0» в «1».

Реальный путь миграции («размытая» область возврата тока) зависит от расположения развязывающих конденсаторов, тока смещения через диэлектрик и ряда других факторов. Точный путь для каждого конкретного случая будет различным, и, чтобы достоверно предсказать его, потребуется полный гармонический анализ.

Я люблю говорить, что земля – это место для картофеля и моркови. При работе со средне- или высокочастотными платами концепция земли теряет смысл. Первостепенное значение приобретает путь возврата тока. Инженеры всегда тщательно заботятся о том, чтобы предусмотренная ими сигнальная цепь была подключена надлежащим образом, но на путь возврата тока редко обращают внимание. Препятствия и неоднородности трасс на пути возврата тока являются наиболее распространенной причиной возникновения проблем электромагнитной совместимости, как в части помехоустойчивости, так и в отношении побочных излучений. Кроме того, многие проблемы целостности сигналов могут возникать из-за плохо сконструированных путей возврата токов.

Миф, называемый «земля»
 
Земля – это место для моркови и картошки.

От редакции

Свой комментарий к статье добавил корифей аналоговой электроники, более четверти века консультировавший компанию Analg Devices, Джеймс Брайант:
«Я предпочитаю говорить, что земля – это место, куда попадают хорошие сигналы после того, как они умирают».

Перевод: AlexAAN по заказу РадиоЛоцман

На английском языке: The myth called "ground"

Электронные компоненты. Бесплатная доставка по России
Для комментирования материалов с сайта и получения полного доступа к нашему форуму Вам необходимо зарегистрироваться.
Имя
Фрагменты обсуждения (только последние 20 сообщений):Полный вариант обсуждения »
  • А если шланг худой- будет похоже на сигнальную линию рядом с "землёй". Грамотнохудой шланг хорошо использовать для полива ;)
  • ТО ЕСТЬ , если развить тему , по входу у нас с вами двунаправленный стабилитрон ... а по выходу диод ... хотя в Европе выход у многих модифицировался ... :p ... параллельно - встречное включение ... :D
  • Уважаемый [B]НОВОРОСЬЕВИЧ[/B], здравствуйте. [COLOR="Red"]А сарказм по поводу подобия законов протекания тока и жидкости ... и прочих подобий законов в этом мире ... жаль что это для вас такая новость .[/COLOR] Уверяю Вас, никакого сарказма в моих словах нет. Всё очень даже серьёзно. Мне действительно понравилось Ваше сравнение с водой и плотиной, потому что я сам точно так мыслю. И объяснение падения напряжения на резисторе с точки зрения изменения энергетических "потенциалов"(по аналогии с давлением жидкости) абсолютно верное. Что касается каламбура на тему "гуру",- грешен, каюсь. Сильно я "не равнодушен" к одной из "титульных" наций.:D САТИР (satyr) - древнеславянское се тур, т.е. это бык (он же вол, он же телец). Одно из ранних воплощений бога Вышеня. В Евангелии есть такое понятие "тетраморф". Каждому из четырёх евангелистов соответствует свой символ. Так Лука- телец (вол, буйвол, бык, тур). Ещё в древности усилиями представителей той самой "титульной нации" он превратился в беса. Мы, славяне, разучились думать. Нам их "фарисеи и книжники" промыли мозги. В результате у большинства людей интересы не поднимаются выше гениталий и желудка....:( [B]НОВОРОСЬЕВИЧ[/B], что-то меня понесло не в ту степь! Извини. P.S. Не поминай бесов и чертей (прости Господи), особенно к ночи! :)
  • Уважаемый [B]Verytuk[/B], здравствуйте. Согласен с Вами, ниппель соединяет герметично две трубы. Я имел в виду велосипедный ниппель (с обратным клапаном).
  • =САТИР;179709] Уверяю Вас, никакого сарказма в моих словах нет. Всё очень даже серьёзно. Мне действительно понравилось Ваше сравнение с водой и плотиной, потому что я сам точно так мыслю. И объяснение падения напряжения на резисторе [COLOR=Red]с точки зрения изменения энергетических "потенциалов"(по аналогии с давлением жидкости) абсолютно верное.[/COLOR] Скажите тогда , пожалуйста ! , если электрон всего лишь носитель ... из чего состоит его энергия ... откуда берётся ... [URL]http://physics.ru/courses/op25part2/content/chapter1/section/paragraph12/theory.html[/URL] " На основании результатов опытов Толмена и Стюарта было установлено, что носители свободного заряда в металлах имеют отрицательный знак, а отношение заряда носителя к его массе близко к удельному заряду электрона, полученному из других опытов. Так было установлено, что носителями свободных зарядов в металлах являются электроны. По современным данным модуль заряда электрона (элементарный заряд) равен [IMG]http://physics.ru/courses/op25part2/content/javagifs/63230164565722-6.gif[/IMG] а его удельный заряд есть [IMG]http://physics.ru/courses/op25part2/content/javagifs/63230164565732-7.gif[/IMG] Хорошая электропроводность металлов объясняется высокой концентрацией свободных электронов, равной по порядку величины числу атомов в единице объема. " ... это можно измерить ... но откуда энергия берётся ... почему именно так соотносится с массой электрона и из каких частиц состоит :confused:
  • Если скорость электронов ... сантиметры в минуту ... как тогда уходит заряд в " землю " ... :confused: Если масса металла закономерно соотносится с зарядом электронов в ней ... как тогда работает конденсатор ? ... НАСКОЛЬКО ВОЗМОЖНА ДОНАКАЧКА ... ... и что вырывается с излучающего вывода катушки трансформатора Тесла ... и воспринимается подобными трансформаторами ... почему человек " коронирует " и эта энергия его не обжигает ...
  • Аналогия электроцепей с гидравликой в примитивном виде существует давно. Применял очень часто для младых. С обязательным объяснением - это примитив. Но помогающим им понять в развитии далее следующих теорий электротехники/электроники. Но! Мне выражали мнение, что так объяснять вредно. Без аргументов, к сожалению.. Кто их имеет - дайте пож-та.
  • [COLOR=Red] [/COLOR] Аргументы есть у противников образования " рабочего скота " ... умный раб ... это уже гражданин , а гражданин уже имеет права ... не всем это выгодно ... Как - то втаптывалась в грязь и система сигнальных знаков ... а уловки с математическими мгновенными операциями над большими числами ... знал и практиковал на своих выступлениях ещё Мессинг ... но до сих пор не видно их широкого применения в системе образования ... есть - " другой мир " ... где знания в свободном доступе и их обладание ... имеет целую иерархию ... но этот мир не для всех ... :mad:
  • Совсем запутали:eek:- какое отношение имеет велосипед к сантехнике и к сигналу?:D Никакого отношения масса к заряду не имеет! Совершенно самостоятельные физические величины. Дабы определить поведение электронной системы надоть записать волновую функцию электронов, воздействовать на неё операторами электрического и магнитного поля, действующих на проводник, тогда что то прояснится. Проще- проводник обладает распределенными по длине индуктивностью, активным сопротивлением и емкостью (вообще и с землёй в частности). То есть какая то сигнальная линия с определёнными волновыми параметрами (понятия волновая функция в физике и волновые параметры линии это разные слова). И если нарисовать такую линию станет яснее куда и как идет сигнал.
  • скорость распростронения заряда равно скорости электрона только в вакууме, где не мешают другие электроны а в проводнике - электрон даванул своим полем соседний электрон - тот сдвинулся и даванул следующий - сигнал пошёл по цепочке, хотя каждый сместился на размер электрона
  • [B]autolomaster[/B], имхо- форум это место виртуального общения и не нужно воспринимать ник за конкретного собеседника. Смысл имеет сообщение. Из обсуждения проблем современного образования пришел к выводу, что самое плохое это стремление дать понятие ОБО ВСЁМ. И чтоб "несложно было" сложные понятия даются "попроще", а точнее неправильно! Понять как ведет себя система, имея неправильные (выдуманные, почерпнутые в инете) представления об элементарных составляющих и процессах в системе невозможно. Я только об этом:)
  • 1) точно также как вода в длинном шланге - с одной стороны подули -с другого конца вода тутже побежала, т.е практически мгновенно, хотя скорость самой воды в шланге порядка сантиметров в секунду. 2) просто посчитайте сколько электронов и какой их совокупный заряд скажем в 64г меди (это один моль меди) -оказывается всего навсего 2,8 миллиарда кулон :) Если емкость сделанного из этой меди конденсатора равна 1000мкФ, то чтобы выкачать все электроны его нужно будет зарядить всего-навсего до 2,8 миллиарда вольт :D 3) что вырывается давным давно известно из теории ионизации газов - коронный разряд в газе, который состоит из (как это ни банально звучит) из ионов этого самого газа 4)подобными трансформаторами воспринимается не "это", а "то", чего никто к сожалению не видит -электрическое поле 5) обжигает и еще как обжигает, уж поверьте мне как теслостроителю со стажем)) ЗЫ да кстати на этом принципе есть такой жуткое устройство медицинской техники как электрокоагуляятор . Частоты те же.
  • [/COLOR] ОТНЮДЬ !!! :p [url]http://meandr.org/archives/28010[/url]
  • ...Простым вариантом жидкостного диода может являться клапан, однако он требует подвода к нему энергии для своей работы... такое очучение что люди обратный клапан в глаза не видели:eek:
  • "тут же" с разницей для воды- длина шланга/скорость [COLOR="Navy"]звука[/COLOR] в воде, для тока- длина проводника/скорость [COLOR="Navy"]света[/COLOR]. А вот причины рассеяния одинаковы: неоднородности и тепловое движение, распределённая ёмкость... можно дунуть ( подать импульс) а на выходе ноль Если выкачать все электроны--- пластинки не будет и соотв понятие "ёмкасть пластинки" изчезнет. Что ядра меди при разлете чем то другим стать могут подзабудем А-а... вырывается из газа а не выводов, да и то при возврате газа в равновесное состояние после предварительного процесса ионизации вблизи выводов и удалится от выводов на достаточное расстояние Не электрическое... магнитное Девушка парня (и обратно) одним взглядом обожжёт Согласен:)
  • [SIZE="2"]Цитата:[/SIZE] Сообщение от [B]Verytuk[/B] [I][COLOR="Red"]Диод в сантехнике будет обратным клапаном[/COLOR][/I], Демона Максвелла... как назовём :eek:
  • Верное замечание, все электроны удалить не получится, а только свободные, сколько их кстати можете подсчитать? Но и я в спешке занизил результат на 3 знака - нужно не 2.8лярда, а 2,8 [B]триллиона [/B]вольт (это единичка с 12ю нулями) :D Если подробно описывать процессы в газе вблизи коронирующего электрода не хватит и 100 листов в данном форуме, человек лишь спросил -что же такое движется светящиеся от электрода и я ему на пальцах попытался объяснить, возможно у вас лучше получится. Кстати объясните что такое равновесное состояние (газа?) и как оно связано со свечением ;). Ну и то что корона вырывается непосредственно с электрода, это можно увидеть на множестве фото в интернете. Ну если это так, тогда попробуйте накрыть одну катушку клеткой Фарадея (она ведь не задерживает магнитно поле?) и посмотреть будет ли чтонибудь наводиться во второй катушке :) Да и еще как вы думаете, почему в опытах по "передаче энергии на расстояние" катушки обычно ставят параллельно друг другу на расстоянии, хотя было бы логичнее располагать соосно, ведь у соленоида максимальное индукция вдоль оси? Ну и до кучи - сравните как быстро спадает с расстоянием электрическая и магнитная составляющая (для простоты можете посмотреть формулу индукции для витка с током).
  • Мож на лярдах тормознём (смысл?) Сколько нулей в грозовом облаке?.. не вспомните:) [url=https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B5%D1%80%D0%BC%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%BC%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%81%D0%B8%D0%B5]Термодинамическое равновесие[/url] [url=https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BB%D0%B5%D1%82%D0%BA%D0%B0_%D0%A4%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%B4%D0%B5%D1%8F] [B]Изменяющееся[/B] электрическое поле создаёт [B]изменяющееся[/B] магнитное, которое, в свою очередь, порождает изменяющееся электрическое. Поэтому если с помощью клетки Фарадея блокируется [B]изменяющееся[/B] электрическое поле, то [B]изменяющееся[/B] магнитное поле генерироваться также не будет.[/url] Поле диполя и магнитное разно падают? ...'С умным человеком приятно побеседовать:).., но работать:eek: "
  • По поводу знаний из инета см. выше
  • Этот расчет, что я приводил по поводу электронов решают в школьном курсе по физике. Неужели вы даже этого не умеете? Или тут пишут только желающие поострить? Спасибо за ссылки, но я тоже гуглом умею пользоваться. А вы на вопрос-то не ответили ;) И причем тут термодинамическое равновесие? По поводу того, что магнитное ослабляется также как электрическое -тут надо смотреть где находится клетка, допустим она на расстоянии пары метров от КТ. Оценим это значение. Пусть частота на которой работает катушка=150кГц. Тогда длина ЭМ волны будет=2км. Т.е клетка находится в самой что ни на есть ближней зоне антенны. В ней еще нет электромагнитной волны, а есть только отдельно электрическое и магнитное поле. Посему эти рассуждения выхваченные из педивикии верны только отчасти. А вы как думаете? Однако...С дураком работать - и врагу не пожелаешь :D ЗЫ. По поводу знаний из инета -ну так отсылайте к умным книжкам, хотя я не вижу в этом смысла -пока что обсуждение идет на уровне физики 5 класса.
Полный вариант обсуждения »