HRP-N3 - серия источников питания с максимальной пиковой мощностью в 350% от MEAN WELL
РадиоЛоцман - Все об электронике

Смарт-чип расскажет, как чувствует себя ваш аккумулятор

Журнал РАДИОЛОЦМАН, декабрь 2015

Наньянский технологический университет

ECN

Выбираем схему BMS для заряда литий-железофосфатных (LiFePO4) аккумуляторов

Ученые из Наньянского технологического университета (NTU, Сингапур) разработали смарт-чип, способный сообщать о состоянии батареи и о возможности ее безопасного использования.

Если аккумулятор вашего смартфона или автомобиля неисправен и имеется риск его возгорания, этот чип вовремя предупредит вас. Системы, существующие в настоящее время, способны лишь сообщать пользователям о перегреве батареи, что может быть слишком поздно для принятия каких-либо предупредительных мер.

Разработанный профессором Рэчидом Язэми (Rachid Yazami) из Научно-исследовательского института энергетики при NTU, этот смарт-чип достаточно мал, чтобы его можно было установить практически в любой аккумулятор – от миниатюрной батарейки до гигантских силовых батарей электрических транспортных средств и современных самолетов.

Смарт-чип расскажет, как чувствует себя ваш аккумулятор
Профессор Рэчид Язэми со своим изобретением.
(Фото NTU, Сингапур).

Первопроходец в исследованиях батарей, в 2014 году профессор Язэми, как один из трех создателей литий-ионных аккумуляторов, был удостоен премии Draper Prize, учрежденной Американской инженерной академией. Эта премия стала признанием сделанного им в 1980-х годах открытия, обезопасившего перезарядку литий-ионных аккумуляторов и проложившего путь к их повсеместному использованию.

Смарт-чип расскажет, как чувствует себя ваш аккумулятор
Смарт-чип для аккумулятора, изобретенный профессором
NTU Рэчидом Язэми, возле сингапурской десятицентовой
монеты. (Фото NTU, Сингапур).

«Хотя вероятность выхода из строя и воспламенения батареи очень невелика, при ежегодном выпуске литий-ионных аккумуляторов, измеряемом миллиардами штук, даже один шанс на миллион будет означать более тысячи отказов, – объяснил профессор Язэми, которому принадлежит более 50 патентов и авторство более чем 200 научных публикаций, книг и отчетов по аккумуляторам. – Это создает серьезные риски для транспортных средств и современных воздушных судов, так как обычно большие блоки батарей содержат сотни и более элементов, соединенных вместе для снабжения энергией автомобиля или самолета. Если произойдет химическое воспламенение, возникшее из-за одного неисправного элемента, огонь может перекинуться на соседние батареи, что приведет к взрыву».

Запатентованная технология

Реализованный в смарт-чипе алгоритм, разработанный и запатентованный профессором Язэми, основан на электрохимических термодинамических измерениях (технология ETM – Electrochemical Thermodynamics Measurements).

Современные литий-ионные аккумуляторы имеют встроенную микросхему, которая может предоставить информацию только о напряжении и температуре. Эти батарейные чипы неспособны обнаружить симптомы нарушения работы, а могут лишь оценить количество заряда, хранимого батареей.

Для сравнения, запатентованный Язэми алгоритм, используя специальную трехмерную диаграмму, способен анализировать как исправность батареи, так и количество оставшегося в ней заряда. На экране монитора она напоминает лыжную трассу, спускающуюся с вершины горы.

Проводя аналогию с отпечатком пальца, он сказал: «"Лыжные трассы" совершенно новой батареи и деградировавшей различаются точно так же, как отпечатки двух пальцев».

«Помимо знаний о степени деградации батареи, наша технология может точно сообщать нам количество заряда, позволяя оптимизировать процесс зарядки таким образом, чтобы батарея заряжалась быстрее, но при этом максимальное время находилась в наилучших условиях, – добавил Язэми. – Я представляю себе будущее так: каждый аккумулятор будет иметь этот чип, который снизит риск воспламенения батарей в электронных устройствах и электротранспорте, а также продлит их ресурс».

По прогнозу консалтинговой компании Avicenne Energy, годовое производство портативных аккумуляторов с 13 млрд. штук в 2014 году вырастет до 35 млрд. к 2025 году.

На пути к коммерциализации

На создание смарт-чипа у профессора Язэми ушло более пяти лет, а теперь маркетингом изобретения занимается созданная им стартап компания KVI Pte Ltd. Разработку чипа Язэми выполнял в сотрудничестве с Соаибом Эль Оутмани (Sohaib El Outmani), сотрудником Научно-исследовательского института энергетики при NTU (ERIAN).

Сейчас KVI стала резидентом бизнес-инкубатора дочки NTU – NTUitive. KVI занимается внедрением изобретения в целый ряд продуктов, включая аккумуляторы мобильных устройств, измерители заряда батарей электрических транспортных средств и универсальные смарт-чипы для любых батарей.

Стартап компания имеет эксклюзивную лицензию на технологию ETM профессора Язэми, основанную на результатах научных работ, проводившихся им в NTU, Калифорнийском технологическом институте (Caltech) и французском Национальном центре научных исследований (CNRS).

Его исследования опираются на два важнейших термодинамических параметра состояния: энтропию – меру разупорядочения или хаотичности системы, и энтальпию, которая является суммой внутренней энергии системы.

Ожидается, что технология станет доступной для лицензирования производителям чипов и аккумуляторов до конца 2016 года.

Ссылки по теме

  1. «В NTU созданы аккумуляторы со сверхмалым временем заряда и сроком службы 20 лет», РадиоЛоцман, 2014, октябрь, стр. 45.

Перевод: AlexAAN по заказу РадиоЛоцман

На английском языке: Smart Chip Tells You How Healthy Your Battery Is

Электронные компоненты. Бесплатная доставка по России
Для комментирования материалов с сайта и получения полного доступа к нашему форуму Вам необходимо зарегистрироваться.
Имя
Фрагменты обсуждения:Полный вариант обсуждения »
  • ???!!! Более 5 лет на разработку одного чипа? Да ну!!!! А вообще то давным давно назрела необходимость создания единого стандарта для интерфейса аккумуляторов. Чтобы каждая батарейка была снабжена чипом в котором зашита вся необходимая информация о этой батарейке, рекомендации по режимам заряда, а в более продвинутых контроллер для анализа состояния аккумулятора. В принципе ни чего сложного тут нет и все эти технологии уже не новы, не затратные... все упирается в отсутствие единого стандарта. Вопрос: кто имеет возможность внедрить стандарт?
  • Мысль не плохая, но.. может случится и чипизация батарей, как картриджей для принтеров. И тогда замена батареи станет не простым делом. Правда кто то на этом заработает. Так что....
  • В том то и дело что если каждый производитель создает свой стандарт, то он использует это для борьбы с конкурентами. Если же стандарт создается независимой организацией то этот протокол "открытый" и в нем нет места для протекционизма, поэтому каждый имеет право его использовать и ни каких скрытых функций в нем быть не может. Стандарты должны создавать не сами производители, а государства или даже международные организации. Это конечно не исключает того что какой либо производитель самостоятельно разработает стандарт и предложит его на утверждение государству. Но что то пока не видно стремления производителей к сотрудничеству с государством и обществом, они предпочитают делить сферы влияния, они воюют за потребителей и часто при этом сами же потребители становятся жертвами боевых действий.
  • Мне кажется что пока не пришло время для этого. Когда придет время то найдутся международные организации, а их ого-го сколько, и введут стандарты. Просто в быту это не актуально пока. Аккумуляторы бытовухи имеют ранг расходных материалов. А в спец аппаратуре все по другому. Кроме того все аккумуляторы поделены по типам и зарядка каждого типа имеет свой стандарт. Просто что иметь одно универсальное зарядное для всей гаммы аккумуляторов дорого. Но или со временем наберется человек необходимых зарядных, или купит дорогое на все случаи жизни.
  • А что должно произойти чтобы "время пришло"? Я полагал что государство и общественные организации должны возглавлять и направлять технический прогресс, а оказывается они просто сидят и ждут непонятно что. К примеру: Самые распространенные сегодня патроны под лампы типа Е27, Е17, Е14 запатентованы еще Эдисоном. Не спорю, все эти 100 лет этот стандарт идеально подходил для ламп накаливания. Но вот лампы накаливания решили запретить. Казалось бы очевидным что под новый стандарт нужны новые разъемы. Необходимость втискивать драйверы новых ламп в старые патроны создает кучу неудобств. Необходимость создания новых стандартов очевидна. Но не тут то было. Ни кто не позаботился о создании нового стандарта. производители ламп кивают на производителей светильников, мол они продолжают применять старый неудобный стандарт, а производители светильников тупо делают свои изделия под имеющиеся лампы. А вы говорите "когда время придет". Время не приходит само по себе. Сама по себе приходит только старость.
  • Драйвер обязательно должен занимать много места?
  • Непонятно в чём состоит суть изобретения? Заряд и температуру меряют все существующие чипы. По мере износа аккумулятора заряд снижается. Если аккумулятор раньше "держал" 2 дня, а потом стал "держать" 1 день и так понятно, что его пора менять. Новый чип сможет сообщить, что аккумулятор в ближайшее время загорится?
  • А что разве уже сейчас такого еще нет? С отдельными банками пока нет, а вот попробуйте просто так перебрать батарею ноутбука.
  • Когда речь идет о силовой электронике то размер имеет значение.
  • В том то и дело что если все аккумуляторы будут иметь общий протокол связи с зарядным устройством то универсальный заряжающий модуль станет не дорогим.
  • Как может стать простым зарядное устройство которое должно уметь заряжать и ЛитийИон, и МеталлГидрид. Про свинец не говорю, по большому счету также как и литий. Если это делать на контроллере, то понятно что относительно просто. Но сейчас зарядное для лития/свинца - довольно простое. Хоть L200C, хоть две кренки, не говоря про прочий изврат. Про мощные аккумуляторы не говорим. Так что я пока не вижу смысла в каком отдельном контроллере в самом аккумуляторе. В серьезных системах он стоит отдельно, в системах по проще этим занимается частично пользователь. TomaT. Про это как то и не подумал, поскольку таким пока не занимался. Тупо менял всю батарею. Тогда мне это было дешевле. Скоро может быть надо будет менять, посмотрю что лучше. Еще на планшет надо менять, но вот как потом приводить в чувство пока не знаю. Имею печальный опыт замены в СониЭриксоне К800. Аппарат хороший, но когда умер родной аккум, замена не спасла. Держал не более 1 дня на новом. Сам ничего не нашел, обращения в сервис( разный) на спасло. Так и лежит телефончик. И сделано это, скорее всего, умышленно. Что бы продвинутый пользователь не мог сам даже батарейку заменить.
  • И где вы видели в лампочке силовую электронику? 10 - 30 Вт уже силовая?
  • Протокол связи с кофеваркой, протокол связи с аккумулятором. По большому счету аккумулятор имеет не такое уж большое число персональных параметров, чтобы оснащать его специальным чипом для зарядки. Основной параметр - химическая система (тип) и опционально - напряжение и ёмкость. Больше ничего знать для заряда аккумулятора не нужно. Вся техника со встроенным аккумулятором уже содержит в себе зарядное устройство. Устройство, с помощью которого ноутбук, телефон, планшет и т.д. подключается к электрической сети - не зарядное, а обыкновенный адаптер (блок питания). Для специфических применений выпускаются универсальные зарядные устройства. Например для RC-моделей [URL="http://www.ebay.com/itm/Turnigy-Accucel-6-80W-10A-Balancer-Lipo-LiFe-NiMH-Nicd-Lead-Charger-LiHV-Capable-/281998728335?hash=item41a86f1c8f:g:6XUAAOSwpDdValDo"]Turnigy-Accucel-6-80W-10A[/URL] и стоит относительно недорого. Чип (и соответственно протокол) нужен только для оценки состояния аккумулятора, заряд можно выполнять без всякого чипа. Маломощные Li-ion и Li-po аккумуляторы иногда снабжаются встроенной схемой, но она выполняет чисто защитные функции и при использовании аккумулятора в нормальном режиме никак себя не проявляет.
  • Не стал бы так категорически утверждать. Свинцовый аккумулятор - самый малоёмкий, но и самый неприхотливый. Не боится кратковременного КЗ и перезарядки, может работать в буферном режиме с постоянным зарядом в 1/10 от ёмкости. Li-ion, Li-po аккумуляторы самые ёмкие, но их настоятельно рекомендуется заряжать постоянным током до строго заданного напряжения (4,1 или 4,2 В).
  • Свинец заряжается постоянным стабильным током 1/10 С до напряжения 2,3 В на элемент и поддерживать это напряжение с большой точностью. Для лития почти то же, только напряжение 4,2 В на элемент и ток заряда допускается до 1 С. Про особые случаи не говорим.
  • Это самый желательный режим работы. Фактически свинцовый аккумулятор менее прихотлив. Литиевые батареи, состоящие из нескольких элементов, обязательно требуют наличия специального устройства - балансира для выравнивания напряжений на элементах. В свинцовых - ни разу не встречал. Литиевые заряжаются постоянным током со строгим ограничением 4,2 В на элемент, при перезаряде аккумулятор может загореться (не пробовал). Свинцовый можно заряжать через токоограничительный резистор, при перезаряде просто нагревается или кипит электролит (пробовал неоднократно). Пример промышленного ИБП с токоограничительным резистором [URL="http://www.eltech.tver.ru/icon/chem/bbp%2020m.pdf"]ББП-20М[/URL]. Литиевый аккумулятор полностью герметичный. Негодный литиевый аккумулятор лучше всего утилизировать. Даже герметизированный свинцовый закрыт резиновыми пробками. Его можно попытаться восстановить, долив дисциплинированной воды и проведя тренировку асимметричным током. Иногда, когда не раздут, помогает, но до полной ёмкости не дотягивает. Т.е. литиевые аккумуляторы требуют более аккуратного обращения, в остальном с вами согласен.
  • В дополнение про литиевые аккумуляторы. Разбирался с игрушечным вертолетиком. Там китайцы решили не заморачиваться со сложной зарядкой литиевого аккумулятора. Он заряжается от USB +5В через токоограничительный резистор 4,7 Ом. Ограничение по напряжению выполняет схема, встроенная в аккумулятор.
Полный вариант обсуждения »