Любители электроники, самостоятельно проектирующие звуковоспроизводящие устройства нередко сталкиваются с задачей оснащения своего усилителя регулятором тембра или эквалайзером. С точки зрения электроники, это устройство, позволяющее избирательно корректировать амплитуду сигнала в зависимости от частоты сигнала (высоты, тембра звука). Во времена первых опытов звукозаписи студии были оснащены низкокачественными микрофонами и громкоговорителями, которые искажали звук, и эквалайзер или темброблок применялись для амплитудной коррекции по частотам. Однако в настоящее время эквалайзер является мощным средством для получения разнообразных тембров звука (то есть разных оттенков звучания).
История эквалайзеров началась в 1930-х годах в Голливуде, когда появились первые фильмы со звуком. В то время многие обращали внимание на неестественное звучание музыки и голосов актёров. Одним из этих людей был Джон Волкман, который и применил первый эквалайзер для улучшения звучания звуковых систем в кинотеатре. До этого подобные эквалайзеру приборы использовались для коррекции звуковых потерь при передаче сигнала. Однако Волкман был первым, кто внедрил эквалайзер в звукоусилительную систему. Первый такой эквалайзер (EQ-251A) представлял собой прибор с двумя ползунками, каждый из которых имел переключатель выбора частот.
В то же время в голливудских студиях звукозаписи проводились эксперименты с эквалайзерами в целях пост-продакшна и создания эффектов. Тогда компания Cinema Engineering разработала первый настоящий графический эквалайзер (модель 7080), который имел 6 полос, регулируемых в пределах 6 дБ с шагом в 1 дБ, а впоследствии – очень популярный в то время 7-полосный эквалайзер 9062A.
Во время Второй мировой войны в этой сфере наступило затишье, а в 1958 году профессор университета Уэйна Радмоуз успешно разработал и применил свою теорию акустической эквализации. После этого в 1962 году Радмоуз совместно со своим другом Боунером разработали акустический фильтр с очень высокой добротностью – так был разработан эквалайзер White, который помог Боунеру создать теорию акустической обратной связи и эквализации помещений.
В 1967 году Арт Дэвис (из Cinema Engineering), совместно с Джимом Ноблем и Доном Дэвисом, разработали первый набор пассивных 1/3-октавных фильтров, который был назван «Acousta-Voice». Эта система положила начало новой эры современной эквализации.
Современные эквалайзеры являются сложными радиотехническими устройствами, часто с микропроцессорным программным управлением и цифровой обработкой сигнала, но классические двух-трехполосные регуляторы тембра, с которых начиналась история регулировки тембра звучания, не теряют своей актуальности для применения во многих случаях.
Нередко регуляторы тембра совмещают с предварительными усилителями звукового сигнала для компенсации потерь в фильтрах темброрегулировки. При работе с эквалайзером очень важно понимать, что усиление какой-либо частотной полосы приводит к усилению общего уровня аудиосигнала, и чрезмерное усиление полос может зачастую привести к искажениям звукового сигнала. В связи с этим ослабление «ненужных» частот зачастую даёт более качественный результат, нежели усиление «нужных». Поэтому регулятором тембра или эквалайзером следует пользоваться очень аккуратно, чтобы получить улучшение звука, а не его ухудшение.
Компания Мастер Кит предлагает несколько видов регуляторов тембра, некоторые их которых и являются героями нашего обзора. Все эти устройства являются бескорпусными «кирпичиками» для сборки самостоятельно проектируемой системы усиления и воспроизведения звука и позволяют улучшить качество воспроизводимого звука.
- BM2112 – встраиваемый темброблок на базе специализированной микросхемы XR
Высококачественный компактный стереофонический темброблок предназначен для регулирования тембра высоких и низких частот с регулировкой уровня громкости в стерео аппаратуре высокого класса. Модуль рассчитан на питание как постоянным, так и переменным напряжением напрямую от трансформатора. На модуле для быстрого подключения установлены гнезда для кабеля с разъёмами типа Jack 3.5 мм. Блок может использоваться в качестве предварительного усилителя аудиокомплекса и будет незаменим для модернизации устаревших усилителей мощности НЧ.
Технические характеристики темброблока:
|
- MP1243A – Hi-Fi аудиопроцессор на микросхеме TDA8425, расширение для Arduino.
Основа модуля – интегральная микросхема TDA8425 – стереофонический аудиопроцессор с цифровым микроконтроллерным управлением.
Модуль позволяет производить регулировку уровня звука в каждом канале отдельно, а также тембра по низким и высоким частотам. Есть возможность переключать входы и режимы обработки сигнала: псевдостерео, расширенная стереобаза.
Все настройки производятся с помощью контроллера Arduino. Специально для этого проекта нами была написана библиотека для языка Wiring.
Применение контроллера Arduino позволяет радиолюбителю создать свой собственный и неповторимый домашний кинотеатр, а со временем изменить его архитектуру: усовершенствовать, усложнить, дополнить, кардинально изменить.
Технические характеристики устройства:
|
- MP1235 – предварительный усилитель-темброблок с выходом на сабвуфер, микроконтроллерным управлением, жидкокристаллическим индикатором и пультом дистанционного управления.
Основа модуля – интегральная схема TDA7429L – трехканальный аудиопроцессор-эквалайзер с выходом на сабвуфер и цифровым управлением. Модуль раскладывает стереосигнал на 4 стерео и один сабвуферный канал. Он позволяет производить регулировку уровня звука в каждом канале отдельно и во всех каналах одновременно, а также тембра по низким и высоким частотам и уровень громкости сабвуфера. Все настройки производятся с помощью кнопок или пульта ДУ и индицируются на ЖК индикаторе. Три линейных входа позволят выбрать источник сигнала с клавиатуры или пульта ДУ. Модуль имеет дополнительную функцию выключения звука MUTE.
Технические характеристики модуля:
|
Комплект поставки:
|
- NM0104 – набор для пайки предварительного усилителя НЧ с регулятором тембра.
Прежде всего, следует отметить, что устройство представляет собой набор для самостоятельной сборки (пайки). Для сборки понадобятся паяльник, припой с канифолью, радиотехнические бокорезы, желательно мультиметр. Если у вас еще нет этих необходимых для каждого электронщика инструментов, отличным выбором будет приобретение комплекта «Универсальный набор инструментов радиолюбителя».
Набор, состоящий из печатной платы и набора электронных компонентов, позволит вам собрать высококачественный регулятор тембра с предварительным усилителем для использования его в составе полного усилителя и различных усилительных систем. Регулятор рекомендован для использования совместно с оконечными УНЧ с входным сопротивлением не менее 10 кОм и номинальным входным напряжением не более 1.3 В. Радиоконструктор предназначен для детей старшего школьного возраста, а также радиолюбителей любой квалификации.
Регулятор тембра с предварительным усилителем можно отнести к классу универсальных. Он является двухканальным с синхронными регулировками громкости и тембров. Основой схемотехнического решения модуля является микросхема КР1434УД1А, содержащая в себе два идентичных малошумящих операционных усилителя.
Модуль питается от собственного стабилизатора напряжения, поэтому его можно питать от блока питания оконечного усилителя мощности, совместно с которым он будет работать. Тем не менее, не рекомендуется превышать значение напряжение питания более ±35 В.
Особенностью устройства является отсутствие на входе и выходе разделительных конденсаторов, поскольку модуль использует двуполярное питание, а нулевой потенциал на выходе поддерживается автоматически операционным усилителем.
Основные технические характеристики:
|
Предлагаем также ознакомиться с другими материалами по теме усиления звука и построения домашних и автомобильных звукоусилительных систем на нашем сайте, например: