В статье «О "правильной цветомузыке"» [1] рассматривались некоторые аспекты светового сопровождения музыки.
В части статьи, посвященной автоматическому световому сопровождению музыки, автор высказывал мысль о недопустимости автоматической регулировки усиления в звуковом канале светомузыкальной установки, так как это приводит к неадекватности преобразования в силу света музыкальных оттенков, выраженных в громкости тех или иных звуков.
Статья вызвала оживленную дискуссию, изначально рассматривающую собственно необходимость АРУ в звуковом канале светомузыкальной установки, причем большинство участников считали сужение динамического диапазона вполне оправданным.
Постепенно вопрос об АРУ отошел на второй план, основной темой обсуждения стали практические вопросы реализации светомузыкальных устройств, в частности, применение для этих целей микроконтроллеров начального уровня. Однако результат применения простейших микроконтроллеров и светодиодных лент или панелей с адресной индикацией сравним по эффекту с обычной трехцветной «мигалкой» на основе аналогового частотного анализатора с АРУ, с той лишь разницей, что в ходе экспериментов мастер учится программировать сложные процессы обработки входного сигнала.
Поскольку дискуссия по теме завершена, можно подвести некоторые итоги:
- Автор статьи и участники обсуждения рассматривали различные музыкальные жанры. Автор говорил о светомузыкальном сопровождении классической музыки, немыслимом без участия человека как творческого агента.
- Участники дискуссии рассматривали световое сопровождение музыки, отличной от классической, то есть не содержащей тонких эмоциональных нюансов, выраженных изменением уровня громкости и свойственных классической музыке. Поэтому световое сопровождение музыки, отличной от классической, вполне может содержать АРУ в том или ином виде при удовлетворительном аудиовизуальном эффекте.
Кратко сформулируем технические требования к некоторому гипотетическому полнофункциональному устройству, реализующему воспроизведение и световое сопровождение музыкальных жанров, отличных от классической музыки, предназначенному для эксплуатации в домашних условиях.
Такое светодинамическое музыкальное устройство должно обеспечивать:
- Небольшие габариты при приемлемом качестве звучания.
- Проецирование светодинамического сопровождения музыки на площадь не менее 10 кв. метров, например, стену или потолок.
- Связь с источником звука, например со смартфоном, по Bluetooth или Wi-Fi.
- Возможность проигрывания музыки c мобильного носителя, например CD-карты, с возможностью управления треками.
- Удаленное включение/выключение устройства, а также изменение параметров звука и светового сопровождения музыки при помощи пульта дистанционного управления и/или приложения на смартфоне.
- Возможность формирования каких-либо подвижных визуальных абстрактных форм и эффектов.
- Возможность автономного питания, например, от встроенного и/или внешнего аккумулятора.
Даже поверхностное рассмотрение показывает, что перед разработчиком стоит весьма сложная задача, так как каждый пункт требований, приведённых выше, является самостоятельной, достаточно трудоёмкой работой, требующей высокой компетенции.
Наибольшей трудностью является реализация пунктов 2 и 6, так как они требуют творческого подхода и реализуются с помощью метода «проб и ошибок». Найденное решение через некоторое время может показаться неудовлетворительным, и придется начинать все сначала. Ведь речь идет не о простой «мигалке», а об устройстве, создающем у зрителя определенный положительный эстетический эффект.
Однако вернемся к заголовку статьи. Действительно, всего по цене 4 чашек «эспрессо» можно приобрести устройство, которое «из коробки» уже обладает почти всеми перечисленными выше функциональными возможностями. Это устройство приобретено автором на «Озоне», где оно позиционировалось как ночник и изображено на Рисунке 1.
Рисунок 1. | Светодинамическое устройство из Китая. |
Это устройство интересно само по себе, но гораздо больший интерес представляет как объект для модернизации и кастомизации под требования пользователя. Ввиду крайней дешевизны можно приобрести несколько таких устройств, чтобы расширить зону световой «сцены» и обеспечить разнообразное сочетание визуальных эффектов.
Встроенный цифровой преобразователь аудиосигнала в световые эффекты можно дополнить аналоговыми преобразователями собственной разработки. Это позволит реализовать более тонкую обработку входного сигнала, расширяющую динамический диапазон световых эффектов.
Звучание можно существенно улучшить, подключив внешнюю акустическую систему.
В разделе Загрузки этой статьи можно скачать и увидеть демонстрацию визуального эффекта, создаваемого данным устройством. В световом сопровождении мелодии задействованы два идентичных устройства, выполняющих различные функции.
Одно устройство запрограммировано для светового сопровождения мелодии, при этом цвет, синтезируемый устройством, реагирует на частоту сигнала и только отчасти на его громкость.
Второе устройство запрограммировано на плавное периодическое изменение цвета фона, на котором синтезируются абстрактные подвижные формы. Наличие пульта дистанционного управления позволяет оперативно изменять скорость трансформации подвижных форм и их цветовую гамму. Условно «лирические» мелодии мы можем слушать на фоне зелено-голубой гаммы медленно изменяющихся форм, а жаркие «забойные» треки на фоне быстрого движения желто-красных форм. Доступны чистые цвета или сочетание двух цветов. Как показал опыт, этого достаточно для создания фонового сопровождения.
По запросу «Светильник-проектор» на маркетплейсах можно найти множество светомузыкальных устройств, существенно разнящихся по ценам, но сходных по функционалу. Используя такие устройства или их компоненты, мастер может позволить себе сосредоточиться на вопросах достижения желаемого эстетического эффекта.
В заключение хочется еще раз обратить внимание читателей на то обстоятельство, что подлинно художественное светодинамическое оформление музыкальных произведений требует участия художника по свету. Примером современного подхода к световому оформлению может служить сольный концерт трио «SILENZIUM» в Томске [2].
Вы можете не любить классическую музыку, но не сможете не оценить единство музыки, формы, света и цвета.