KEEN SIDE успешно заменяет аналогичные продукты таких известных брендов, как Phoenix Contact, Weidmueller, Degson, Winstar, Hsuan Mao, KLS, G-NOR, Mean Well и др.
РадиоЛоцман - Все об электронике

Аудио- и видеоаппаратура корпорации Panasonic 1990-х годов. Часть 2

Журнал РАДИОЛОЦМАН, декабрь 2018

Юрий Петропавловский

Часть 1

Выбираем схему BMS для заряда литий-железофосфатных (LiFePO4) аккумуляторов

В Россию «серый импорт» DVD проигрывателей, в том числе DVD-A100/A300, начался в 1997 году, однако их эксплуатация сопровождалась различными осложнениями, так как в стране еще не сформировался рынок DVD-дисков, а ввозившиеся из-за границы диски и проигрыватели были предназначены в основном для первой зоны (США, Канада), реже для второй зоны (Европа). Первые официальные поставки проигрывателей Panasonic DVD-A100EU в Россию начались в 1998 году; эти аппараты продавались по цене около 800 долларов, были сертифицированы Росстатом и уже воспроизводили диски пятой зоны (Россия и СНГ). В том же 1998 году начался официальный импорт второй модели проигрывателя – Panasonic DVD-A350, уже оснащенной декодером Dolby Digital AC-3. На Рисунке 7 показаны модели DVD-A300 и DVD-350.

DVD проигрыватели DVD-A300 (сверху) и DVD-350.
Рисунок 7. DVD проигрыватели DVD-A300 (сверху) и DVD-350.

Бурное развитие систем ДК в 1990-е годы не обошлось без участия MEI практически во всех сегментах этого рынка. Интегральные усилители и AV-ресиверы компания производила в основном под маркой Technics. Выпускались как бюджетные модели, так и аппараты класса Hi-Fi. В большинстве выпускаемых AV-ресиверов в качестве УМЗЧ использовались гибридные интегральные схемы, сначала производства фирмы Sanyo, а затем собственные микросхемы серий SVI, RSN, выпускаемые на специально построенном заводе в префектуре Фукусима. В ассортименте выпускаемых компанией гибридных схем (HIC) УМЗЧ представлены приборы с числом каналов от 2 до 6 и выходной мощностью от 10 Вт до 130 Вт и более на канал.

В качестве примера рассмотрим особенности одного из лучших AV-ресиверов компании 1990-х годов – Technics SA-TX50 (1996 г, внешний вид показан на Рисунке 8). Эта одна из немногих моделей компании, имеющих сертификат THX кинокомпании Lucasfilm Ltd. Сертификация THX (Tomlinson Holman’s crossover) предоставляется аппаратам, удовлетворяющим совокупности требований, разработанных Томлинсоном Холманом для компании Джорджа Лукаса в 1982 году. THX не является какой-либо технологией, а задает стандарты, определяющие качественные показатели звуковой картины. Аппараты, соответствующие требованиям THX, должны звучать наиболее близко к тому, как это задумывалось звукорежиссерами кинокомпаний. Коротко требования THX можно выразить следующим образом: аппараты с логотипом THX должны адаптировать звуковую картину, рассчитанную для больших кинотеатров, к воспроизведению в домашних условиях.

AV-ресивер Technics SA-TX50.
Рисунок 8. AV-ресивер Technics SA-TX50.

AV-ресивер SA-TX50 оснащен декодером сигналов аналогового многоканального звука Dolby Surround Pro Logic (DPL), предусматривающего передачу четырех независимых каналов (фронт × 2, тыл, центр) через стереотракты аналоговой аппаратуры. Однако система THX требует двух отдельных тыловых каналов, поэтому в рассматриваемом ресивере использована дополнительная обработка тыловых каналов для реализации этого требования. Аппарат в многоканальном режиме обеспечивает выходную мощность 2×120 Вт (фронт), 120 Вт (центр) и 2×100 Вт (тыл) на нагрузке 6 Ом при THD не более 0.05%, а на половинной мощности – не более 0.03%. В качестве УМЗЧ в ресивере применены гибридные микросхемы RSN33M5 (центр) и RSN36S5A (фронт, тыл). Одноканальная RSN33M5 и двухканальная RSN36S5A (Рисунок 9) работают в режиме класса Н+.

Гибридная микросхема RSN36S5A.
Рисунок 9. Гибридная микросхема RSN36S5A.

Как известно, УМЗЧ класса АВ обладают достаточно высокой линейностью при приемлемой эффективности, однако на малых уровнях громкости такие усилители дают более высокий уровень искажений, чем при максимальной громкости. В первую очередь это связано с довольно высоким напряжением питания (40-70 В), необходимым для получения заданной выходной мощности. При снижении напряжения питания до 12-20 В достижимый уровень искажений оказывается меньше. В усилителях класса G используется коммутируемое напряжение питания, а в усилителях класса Н – регулируемое. В рассматриваемых микросхемах класса Н+ используется адаптивное управление напряжением питания выходных каскадов в зависимости от текущей выходной мощности. Таким образом обеспечиваются малые искажения во всем диапазоне громкостей.

К концу 1990-х годов относится и появление первых цифровых систем объемного звука для домашних кинотеатров Dolby Digital AC-3 и DTS, разработанных еще в начале 1990-х годов. Компания MEI начала внедрять эти цифровые форматы вначале в специальные устройства, подключаемые к многоканальным AV-ресиверам. Одно из таких устройств – цифровой процессор объемного звука (Digital Surround Processor) Technics SH-AC300 был выпущен MEI в 1997 году и мог подключаться к таким ресиверам, как, например, упомянутый выше Technics SA-TX50 (Рисунок 10). Источники цифровых Dolby Digital AC-3 звуковых программ подключаются к аппарату через коаксиальный вход в формате S/PDIF, а аналоговые источники – через RCA разъемы. Цифровая часть аппарата построена на специализированных микросхемах DSP56009F (цифровой сигнальный процессор DPL), TC9332F-030 (цифровой сигнальный процессор АС-3), CS4226-KQ (кодек AC-3).

Система объемного звука Technics SA-TX50.
Рисунок 10. Система объемного звука Technics SA-TX50.

Звуковой 24-разрядный сигнальный процессор TC9332F фирмы Toshiba содержит постоянное запоминающее устройство (128 слов × 32 разряда) для хранения программ приложений и оперативную память (128 слов × 24 разряда) для временнóй задержки. Данные на процессор поступают через последовательный 24-разраядный порт.

Кодек объемного звука CS4226-KQ фирмы Cirrus Logic содержит 20-разрядный стерео и моно АЦП, шесть 20-разрядных ЦАП, приемник сигналов S/PDIF, декодер сигналов AC-3 и MPEG, программируемые входные и выходные аттенюаторы.

В 1999 году MEI выпустила AV-ресивер Technics SA-DX930 (Рисунок 11), уже оснащенный декодерами цифрового многоканального звука Dolby Digital AC-3 и DTS и обеспечивающий выходную мощность 5 × 100 Вт на нагрузке 6 Ом при THD не более 0.05%. УМЗЧ аппарата выполнены на гибридных схемах RSN3305-P (2 канала, тыл) и RSN310R36-Р (3 канала, фронт, центр), также, как и упомянутые выше микросхемы, работающих в режиме класса H+. Декодер цифровых сигналов AC-3/DTS в ресивере выполнен на основе специализированной микросхемы CS4926-CL фирмы Sirrus Logic. Микросхема обеспечивает обработку 6 каналов (5.1) в цифровом виде, а последовательный цифровой сигнал с ее выхода поступает на 6-канальный ЦАП в упомянутой выше микросхеме CS4226-KQ.

AV-ресивер Technics SA-DX930.
Рисунок 11. AV-ресивер Technics SA-DX930.

В 1998 году компания выпустила свой первый внешний привод для перезаписываемых дисков DVD-RAM – Panasonic LF-D100J (Рисунок 12). Привод легко подключается к ПК и может использоваться как внешний накопитель для создания резервных копий и цифровых архивов. В DVD-RAM используется технология изменения фазы, что обеспечивает большое число перезаписей – до 100,000 (DVD-RW до 1000). Диски также характеризуются длительным сроком хранения данных (до 30 лет), быстрым доступом к файлам и не требуют закрытия сессии (финализации). В аппаратуре возможна одновременная запись и воспроизведение дисков. Впоследствии, кроме внешних приводов, компания выпустила множество моделей DVD-RAM рекордеров серии DMR, а также комбинированных устройств (DVD-RAM + VHS, DVD-RAM + HDD), оснащенных ТВ-тюнерами и возможностью цифровой записи с внешних источников.

Внешний DVD-RAM Panasonic LF-D100J.
Рисунок 12. Внешний DVD-RAM Panasonic LF-D100J.

В качестве примера рассмотрим особенности одного из первых DVD-RAM рекордеров компании – Panasonic DMR-E10 (2000 г., Рисунок 13). Аппарат предназначен для записи дисков DVD-RAM объемом 4.7 ГБ с внешних источников или ТВ с антенного входа. Он также может воспроизводить диски DVD-video, VCD, CD-audio. Рекордер оснащен декодером цифровых сигналов AC-3/DTS, оптическим и коаксиальным аудио выходами. Запись возможна на трех скоростях: ХР – скорость записи 10 Мбит/с, время записи диска 4.7 ГБ – 60 минут; SP – 5 Мбит/с, 120 мин.; LP – 2.5 Мбит/с, 240 мин. DVD-RAM диски диаметром 8 см нашли применение и в видеокамерах компании, появившихся уже начале 21 века; одной из первых стала модель Panasonic VDR-M10 (2001 г).

DVD-RAM рекордер Panasonic DMR-E10.
Рисунок 13. DVD-RAM рекордер Panasonic DMR-E10.

В 1999 году компании MEI, Toshiba и SanDisk объявили о заключении всеобъемлющего соглашения о совместной разработке, стандартизации и распространении защищенных авторским правом карт памяти SD (Рисунок 14). В 2000 году участниками соглашения была создана некоммерческая организация SD Association (в настоящее время членами ассоциации являются более 1000 компаний). В этом же году началось производства карт SD Panasonic объемом 32 МБ и 64 МБ, которые сразу же нашили применение в портативных аудиоплееерах. На Рисунке 15 показан внешний вид персонального аудиоплеера Panasonic PR-HS900.

Презентация карт памяти SD.
Рисунок 14. Презентация карт памяти SD.

В 1990-е годы различными компаниями стали интенсивно проводиться разработки в области телевидения высокой четкости и цифрового телевидения. Не осталась в стороне от этого и MEI. В 1991 году компания выпустила первый в отрасли телевизор высокой четкости Panasonic TH-36HD1 (Рисунок 16), предназначенный для приема сигналов ТВЧ по аналоговой системе MUSE (Multple sub-Nyquist sampling Encoding) с чересстрочным разложением изображения на 1125 строк. Вещание по этой системе стало доступным по всей Японии в 1989 году после запуска спутника Juri BS-3.

Персональный аудиоплеер Panasonic PR-HS900.
Рисунок 15. Персональный аудиоплеер Panasonic PR-HS900.

В России вещание цифрового ТВ тогда еще не началось, однако множество моделей телевизоров Panasonic под логотипами GAOO WIDE и DDD (Dynamic Digital Definition – динамическая цифровая четкость), поставляемые в Россию в середине 1990-х годов, обеспечивали целый ряд цифровых функций обработки изображения и звука, включая, масштабирование, стоп-кадр, картинку в картинке, объединение на экране двух и более изображений и создание виртуального объемного звука.

Телевизор высокой четкости Panasonic TH-36HD1.
Рисунок 16. Телевизор высокой четкости Panasonic TH-36HD1.

Кроме цифровых телевизоров компания в 1998 году приступила к выпуску цифровых телевизионных приставок (Set-top-box) для приема наземного цифрового телевидения в США (по системе ATSC) и Великобритании (DVB), а в 1999 году представила однокристальную БИС для различных цифровых телевизионных систем.

Кроме рассмотренных в статье видов бытовой аудио и видеоаппаратуры в 1990-х годах компания выпускала многие десятки моделей и других видов продуктов: кассетные магнитофоны, музыкальные центры и магнитолы, автомобильную аудиоаппаратуру, проигрыватели CD и MD дисков, портативные магнитофоны и проигрывали дисков, акустические системы, а также различные комбинированные устройства.

Электронные компоненты. Бесплатная доставка по России
Для комментирования материалов с сайта и получения полного доступа к нашему форуму Вам необходимо зарегистрироваться.
Имя
Фрагменты обсуждения:Полный вариант обсуждения »
  • Я в то время покупал телики,видики,видеокамеры только панасоник.