ЭФО предлагает со своего склада новую серию преобразователей интерфейсов USB UART компании FTDI FT232RNL-REEL
РадиоЛоцман - Все об электронике

Зарядка АКБ асимметричным током

Мастер Кит MP4511 NM8025box

Владимир, г.Ульяновск

Доработка автомобильного зарядного устройства при помощи ШИМ-регулятора мощности MP4511 для зарядки свинцово-кислотных АКБ асимметричным током

Аккумуляторная батарея (АКБ) современного автомобиля является расходным материалом и подлежит замене через 3-5 лет. Фактически же ресурс батареи зависит от условий её эксплуатации.

Выбираем схему BMS для заряда литий-железофосфатных (LiFePO4) аккумуляторов

Больше всего аккумуляторы страдают от глубокого разряда, то есть снижения напряжения на его клеммах ниже 12 В. При этом в аккумуляторе начинаются деструктивные химические процессы, приводящие к сульфатации пластин, и его ёмкость серьёзно падает. После заряда аккумулятора напряжение на нём поднимется до нормальных 14…14.5 В, но его ёмкость уже будет пониженной, энергии аккумулятора будет хватать на всё меньшее количество времени. При внимательном отношении к аккумулятору он может прослужить и более пяти лет, но даже однократный глубокий разряд батареи (ниже 12 В) может привести к снижению её ёмкости в несколько раз.

Особенно тяжело аккумулятору приходится зимой. В морозы очень большой ток требуется для запуска двигателя, да и при движении расход энергии от аккумулятора выше. Также при минусовых температурах не так активно идёт химический процесс заряда аккумулятора от генератора. В результате при коротких поездках аккумулятор не успевает зарядиться, его напряжение изо дня в день падает.

Такая проблема с аккумулятором возникла и у меня: этой зимой я заметил, что аккумулятор очень быстро теряет заряд. Я езжу зимой редко и на небольшие расстояния; вероятно, поэтому аккумулятор не успевал заряжаться от генератора и расходовал энергии больше, чем получал. Если раньше машина заводилась с полуоборота даже в сильные морозы, то теперь я не был уверен, удастся ли завестись сегодня.

Я снял аккумулятор и зарядил его от бытового зарядного устройства «Вымпел-32». К моему удивлению, процесс зарядки полностью разряженной батареи током 5 А завершился всего через два часа. Это значит, что в аккумулятор вместо необходимых 55 А•ч было «закачано» всего 10 А•ч, то есть, ёмкость аккумулятора упала в пять раз! После того, как я поставил заряженный аккумулятор на машину, она завелась бодро, но уже через несколько дней стартер опять крутил еле-еле.

То есть, зарядное устройство действительно заряжало аккумулятор, но оно не могло восстановить его ёмкость.

Я решил попробовать восстановить аккумулятор и только в случае неудачи покупать новый. В Интернете нашлись такие способы борьбы с сульфатацией:

механический, когда нужно разобрать аккумулятор и очистить его пластины наждачкой, но я вообще не представляю, как это сделать в домашних условиях и собрать всё назад;

химический, при котором на несколько часов рекомендуют залить в аккумулятор вместо электролита какую-то ядрёную химию. Но результаты, по отзывам, мало предсказуемые;

электрический, путём многократного повторения процессов заряд-разряд, в результате чего происходит десульфатация.

Последний способ показался мне наиболее предпочтительным. Но этот процесс может занять неделю постоянной возни с батареей, поэтому он очень неудобен. Гораздо интереснее выглядит метод асимметричного заряда, при котором зарядное устройство автоматически то заряжает аккумулятор, то разряжает его. График такого заряда приведён ниже.

График заряда АКБ асимметричным током
Рисунок 1. График заряда АКБ асимметричным током.

Я решил доработать своё зарядное устройство, и для этой цели отлично подошёл ШИМ-регулятор мощности MP4511 (Рис. 2).

ШИМ-регулятор мощности Мастер Кит MP4511
Рисунок 2. ШИМ-регулятор мощности Мастер Кит MP4511.

Модуль, в первую очередь, предназначен для регулировки мощности двигателей и яркости ламп, но принцип его работы оказался вполне подходящим и для решения моей задачи: на выходе MP4511 выдаёт импульсы, частоту и скважность которых можно регулировать.

Только модуль MP4511 пришлось немного доработать. Для понижения рабочей частоты ШИМ до необходимой я заменил конденсатор С6 на 4.7 мкФ/ 50 В. Также я установил на полевой транзистор VT1 и диодную сборку DA2 небольшие радиаторы.

При проверке готовой конструкции выяснилось, что «умное» зарядное устройство перестало обнаруживать подключенный через MP4511 аккумулятор и не выдавало напряжение заряда. Пришлось помучиться, но решение было найдено: дроссель L3 из MP4511 был удалён, а его контактная площадка (та, что ближе к центру платы) была соединена с 12 выводом микросхемы TL494 ЗУ «Вымпел».

Общая схема подключения с использованием стандартного блока питания
Рисунок 3. Общая схема подключения с использованием стандартного блока питания.
 
Схема подключения MP4511 к зарядному устройству «Вымпел»
Рисунок 4. Схема подключения MP4511 к зарядному устройству «Вымпел».

Разрядный ток обеспечивается резистором, подключенным параллельно клеммам аккумулятора. Я применил резистор сопротивлением 27 Ом. Это значит, что ток разряда составил 12 В/ 27 Ом = 0.45 А. Во избежание перегрева этот резистор должен иметь мощность не менее 10 Вт.

В схеме предусмотрена защита аккумулятора от неконтролируемого разряда в случае случайного исчезновения сетевого напряжения. В этом случае реле своими контактами разомкнет цепь подключения резистора к аккумулятору. Можно применить любое реле с напряжением обмотки 12 В и током коммутации не менее 1 А.

Напряжение полностью заряженного аккумулятора в зависимости от его типа составляет 14…15 В, поэтому и напряжение блока питания должно находиться в этих же границах. Найти готовый блок питания на такое нестандартное напряжение непросто. Но можно приобрести блок питания с выходным напряжением 12 В, имеющий подстройку выходного напряжения. Например, блок питания LRS-100-12 может выдавать напряжение до 13.8 В с током до 8 5 А. Можно изготовить блок питания самостоятельно, можно применить доработанный ATX блок питания компьютера, подняв напряжение на его выходе со штатных 12 В до необходимых 14.5 В. Блок питания должен обеспечивать выходной ток 5…10 А. Если планируете использовать внешний блок питания, не имеющий регулируемого ограничения выходного тока, обязательно доработайте MP4511: удалите перемычку между контактами разъёма «Шунт» и подключите к этому разъёму низкоомный шунт в виде нескольких витков медной проволоки диаметром 0.1 мм; сопротивление шунта должно составлять около 0.0015 Ом, длину проволоки можно рассчитать по известным формулам. Только после такой доработки MP4511 сможет работать в режиме ограничения тока.

Но, повторюсь, у меня уже было зарядное устройство «Вымпел-32» К его выходным клеммам я подключил доработанный модуль MP4511. Его удалось разместить в штатном корпусе зарядного устройства.

Монтаж MP4511 в корпусе зарядного устройства
 
Монтаж MP4511 в корпусе зарядного устройства
 
Монтаж MP4511 в корпусе зарядного устройства
Рисунок 5. Монтаж MP4511 в корпусе зарядного устройства.

Я не нашёл точных рекомендаций об оптимальной силе тока заряда/разряда и частоте импульсов. Большинство электронщиков советуют ток заряда выбирать как 1/10 от ёмкости батареи, а ток разряда в 10 раз ниже зарядного. То есть, для аккумулятора ёмкостью 55 А•ч это значения 5 А и 0.5 А, соответственно.

Ток заряда в моём случае я ограничил регулятором штатного зарядного устройства. Только надо учитывать, что разрядный резистор подключен к батарее постоянно, поэтому ток заряда я установил 5.5 А, из них 5 А поступают в батарею, а 0.5 А рассеиваются в нагрузочном резисторе. Если Вы будете применять обычный блок питания, можете ограничить ток заряда переменным резистором на модуле MP4511. Ещё раз напоминаю, что схема ограничения тока в MP4511 будет работать только после удаления перемычки и установки шунта!

Частота переключения режимов заряд/разряд в различных найденных мною схемах составляла от нескольких Гц до десятков кГц; какая частота эффективнее – вопрос открытый. Я выбрал частоту около 50 Гц (то есть переключение циклов заряд-разряд в моём случае происходит 50 раз в секунду), скважность импульсов выбрал равной 2 (длительности периодов заряда и разряда равны).

Частоту и скважность импульсов я проверил с помощью карманного DIY-осциллографа NM8025box. Если у Вас нет осциллографа или частотомера, установите движки подстроечного и переменного резисторов модуля MP4511 примерно в средние положения.

Проверка параметров осциллографом
Рисунок 6. Проверка параметров осциллографом.

Заряд необходимо прекращать при достижении напряжения на клеммах аккумулятора около 14.5 В (точное значение зависит от типа аккумулятора). Большинство зарядных устройств автоматически прекратят зарядку, да и в случае применения MP4511 совместно с любым блоком питания аккумулятор перестанет брать ток, когда его напряжение поднимется до напряжения на выходе источника питания. Но всё же рекомендую надолго не оставлять заряжаемую батарею без присмотра.

Теперь о результатах. Я уже писал, что мой аккумулятор почти полностью потерял ёмкость, она была на уровне всего 10 А•ч. После первого же цикла зарядки асимметричным током (режим 5 А заряд/0.5 А разряд) ёмкость аккумулятора возросла примерно до 25 А•ч. Воодушевившись результатом, я провёл ещё один цикл зарядки, и получил прирост ёмкости где-то до 30 А•ч. Это всё равно ниже нормальной ёмкости (55 А•ч.), но улучшения в моём случае значительные. Машина заводится нормально, аккумулятор не разряжается так быстро, как раньше. Думаю, что на год можно отложить покупку нового аккумулятора. А если за новым аккумулятором следить и регулярно проводить профилактические циклы восстановления с помощью описанного метода, то он сможет прослужить более десяти лет.

Мастер Кит

6 предложений от 6 поставщиков
ШИМ регулятор МР4511 предназначен для плавной регулировки мощности нагрузки, например: яркости ламп накаливания, светодиодных лент, нагревателей, яркости дневных ходовых огней. Будет...
KIT MP4511
Мастер Кит
447 ₽
Мастер Кит
Россия и страны ТС
ШИМ регулятор мощности 80А, 6-30В (MP4511)
Мастер Кит
Владелец ТМ
1 390 ₽
T-electron
Россия и страны СНГ
KIT MP4511
Мастер Кит
1 460 ₽
Acme Chip
Весь мир
MP4511DJ-LF-Z
Monolithic Power Systems
по запросу
Электронные компоненты. Бесплатная доставка по России
Для комментирования материалов с сайта и получения полного доступа к нашему форуму Вам необходимо зарегистрироваться.
Имя
Фрагменты обсуждения:Полный вариант обсуждения »
  • 27 Ом резистор стало быть постоянно подключен к аккумулятору?
  • Полностью восстановить не удастся никогда. Продлить агонию, года на полтора как пишет автор, можно. Я это пишу по личному опыту.
  • Аккумулятору год, я хочу, чтобы он прожил также счастливо как и предыдущий - семь. Всё :)
  • Поделись опытом , если не секрет ?
  • А что тут секретного. Схема собрана по материалам "В помощь радиолюбителю", номер уже не помню. Схема и описание во вложении. На счет опыта: Тренировал аккумы этим прибором с первых днй эксплуатации. 2 раза в год. Перед зимой и после зимы. Результат - если аккум с ннуля, то проходит минимум 5 лет. Если здох - то плюс еще годик. Это не только мои родные аккумы но и соседские и родственников, в сумме всего до 2х-3х десятков аккумуляторов.
  • Частота импульсов 50 Гц очень высока. Химические процессы в аккумуляторе весьма инерционны. Поэтому ток с такой частотой кроме дополнительного нагрева никакого эффекта не даст. Некоторые любители создания ЗУ с десульфатацией указывают на частоту сигнала 1 - 2 Гц.
  • Полностью с вами согласен. Читал об этом. Да было бы намного эффективней на частоте 1 и менее Гц. Подумывал даже об добавления в схему делителя частоты, для управление тиристором, на 10. Да как то руки не дошли до этого. Даже при 50 Гц эффект есть, это согласно моей статистике. В сфере эксплуатации аккумов последних разработок желательно поднять напряжение зарядки до 15 вольт. ИМХО.
  • Интересные факты- тоже пытался восстанавливать... просто- 50Гц, выпрямитель с параллельными резисторами...эфект не замечен был, другой факт- долго ремонтировал авто и работал приемник от аккума, котрый не жалко было... После прекращения работы приемника зарядил аккум..проездил ещё год!!! А интересность темы- в сообщениях о периодичности заряд- разряд, не химик и как то не подумал о медленности процессов, хотя по литературному знакомству об этом можно догадаться. Ещё мысль, если кто то занимается восстановлением всерьез- а пробивать сульфатацию коротким импульсом высокого напряжения и продолжать цикл заряда уже нормальным... Кто то знает ответ?
  • На Шизе такое делали . Долбилка с батареей конденсаторов+тиристор и лампа в качестве ограничителя . Восстановить удалось , но потерпевший прожил недолго . Пмсм , обратимы только химические изменения в аккумуляторе , и то не полностью . Механические (деформация , осыпание , растворение пластин и выводов) необратимы . Кто будет повторять - конденсаторы нужны хорошие , желательно полипропилен , и ноги покороче . У автора конденсаторы отгорали по мере работы .
  • Я служил в СА в 73-75гг. И работал с зарядной базой Э-350, смонтированной на "шишиге". В её комплекте было ЗУ для серебряно-цинковых аккумуляторов СЦД-12 по 2 последовательно включённых, Uном=3в. Допускалась одновременная зарядка сорока пар. И работа сего ЗУ как раз была основана на применении асимметричного тока. Принципиальная схема мне была недоступна, но блочную рассматривал. Да и физически, перебирал-ремонтировал. Построено на основе двухтактного преобразователя (по восемь П4Б в плече), работающего на частоте 3-4Гц. По сути, просто синусоидальный модулятор постоянного тока. В тех. описании приводились эпюры токов и напряжений. И да, при положительной полуволне шёл зарядный ток, при отрицательной - разрядный с одновременным контролем состояния ак-ра. По результату замера проводилась коррекция следующего импульса. При этом указывалось, что при использовании такого режима зарядки, срок службы ак-ров достигал 400-500 циклов. А при зарядке обычными ЗУ - 100-150. Практика показывала справедливость выводов.
  • Заряжаетели и обсуждатели живут сами по себе, а аккумуляторы сами по себе. И как в лотерее. Единичные случаи чуда преувеличиваются, а массовые замалчиваются. И возни не мерянно. А на самом деле где то так. [url]https://www.youtube.com/watch?v=65EYEJFNVLw[/url]
  • ещё в 80-х делал зарядники с ассиметричным током . идею выловил в книге "Радиоэлектронные игрушки" Войцеховского. для автомобильных АБ брал стандартный транс 160W х 24V тиристор КУ202 на радиаторе с фазоимпульсным управлением на однопереходном транзисторе и балластный резистор 0,5 ом. (мотал нихромом 0,8 мм , а потом приноровился - лампочки подобрал галогенки с подходящим сопротивлением). ассиметричный ток получал путём шунтирования тиристора бумажным конденсатором (точнее набором). при наблюдении на осциллографе тока зарядки - разрядки (смотреть надо на балластном резисторе) подобрал ёмкость около 50 мкф. при которой заряд и разряд для 55А\Ч АБ уравновешиваются со временем . время зарядки составляет почти сутки при выставленном токе зарядки 5А (выставляется сразу и корректируется спустя час - два). и при этом АБ заряжается "плотнее", чем просто постоянным напряжением и меньше кипит , чем при зарядке постоянным током. полностью АБ зарядить не получается (при 100% напряжение должно быть 16,2 V) но ёмкость сохраняется . люди по 5 лет ездили на одной батарее. а кому не лень - в морозы снимали на ночь домой и ставили на ночь на зарядку на пару - тройку ампер. заводили потом в морозы за 30 с пол-оборота. главное следить за уровнем и плотностью электролита . а для работы сигнализации ставили дополнительно 7,2А\Ч гелевый аккумулятор от бесперебойника в "торпеде" местечко нетрудно найти , накрайняк в бардачёк запихнуть можно.
Полный вариант обсуждения »