AC-DC и DC-DC преобразователи напряжения Top Power на складе ЭЛТЕХ

УНЧ достоверного звучания из трех деталей. В поисках хорошего звука

Texas Instruments LM4562

Предлагается простая и надёжная схема усилителя с хорошими параметрами, хорошей повторяемостью и чётким, по-настоящему достоверным звуком

Я задался целью собрать для дома УНЧ с хорошими параметрами и хорошо звучащий из минимально возможного количества недорогих деталей. И тут я столкнулся с проблемой: параметры-то определить легко, а вот звучание… Приходится довольствоваться такими описаниями как, например, «прекрасный лёгкий звук», или «чистый, сочный, бархатистый», ну и конечно «детальный» и особенно «тёплый ламповый» и «мягкий». Вот я хочу усилитель с «мягким» звуком. Схема-то какая? И тут становится понятно, что узнать, как звучит, можно только собрав и прослушав.

Прослушивание проходило в техническом помещении с хорошей акустикой. Хороший CD (диджейский Pioneer 2000), лицензионный диск, колонки JVC среднего класса с 3-полосным фазоинвертором (сначала), Dinacord 15-дюймовые (потом), настоящие JBL студийные мониторы (в конце). Слушали рок, джаз, поп и симфоническую музыку. Сравнивали звук этого усилителя с наиболее популярными, хорошо звучащими радиолюбительскими схемами (транзисторный A класс, Super-A класс, УНЧ с согласующим трансформатором и ламповый двухтактный усилитель), и с заводскими (Dartzeel, Marantz и Hitachi 1980-х годов).

Итог:

  1. Малое (численно) количество гармоник не даёт явного преимущества в звуке перед бесконечным «хвостом» гармоник при условии их общего невысокого уровня.
  2. Превалирование чётных гармоник (лампа и параллельный линейный УНЧ) тоже не даёт преимущества в звуке.
  3. Очень глубокие общие ООС в сочетании с межкаскадными обратными связями улучшают цифры, но немного «сушат» звук.

Результаты слепого прослушивания таковы. Те, кому «послышалось», что при прослушивании джаза усилитель номер 1 (например) звучал немного лучше, при прослушивании рока предпочли другой усилитель. А при смене акустики приоритеты вообще изменились. Только 4 человека из 10 выделили особое звучание лампового двухтактного усилителя, но все четверо заметили не «более красивый звук», а просто другой тембровый окрас. Это всё. В остальном больше никто ничего не отличил. (Точнее, были суждения «за» и «против», но к более-менее единому мнению прийти не удалось). Вся техника звучала весьма достойно. (Это скорее потому, что все выбранные образцы очень верно передают звук). Зато 10 из 10 заметили на слух замену акустики.

Выводы:

  1. Усилитель должен обеспечивать THD не более 0.01% (можно и меньше, но даже 0.03 от 0.003 на слух уже практически невозможно отличить).
  2. Обеспечивать хорошую перегрузочную способность.
  3. Обязательно быть «быстрым».
  4. Иметь минимальные «переключательные» искажения и низкий уровень собственных шумов.
  5. Быть хорошо повторяемым и нетребовательным к тщательному подбору деталей.
  6. По возможности содержать поменьше активных элементов, так как принцип «меньше активных элементов – меньше нелинейных искажений» пока никто не отменял.
  7. Должен быть нетребовательным к питанию.
Схема УНЧ достоверного звучания.
Рисунок 1. Схема УНЧ достоверного звучания.

С учётом этого и предлагается для повторения простая схема, изображенная на Рисунке 1. Вот её краткие характеристики:

  • Скорость нарастания выходного напряжения 40 В/мкс;
  • THD 0.000% (моими приборами не измеряется) на частоте 1 кГц; 0.009% на частоте 20 кГц;
  • Уровень шумов менее –100 дБ;
  • Идеальный ноль на выходе (±3 мВ);
  • Полоса пропускания 500 кГц (без входного фильтра);
  • Питание – простой выпрямитель;
  • Чувствительность 0.75 В;
  • Полная линейность усилителя до 20 кГц и выше;
  • Мощность 85 Вт на нагрузке 4 Ом, 45 Вт на нагрузке 8 Ом для дома вполне достаточна.

Цифры неплохие. Схема хоть и простая, но звук, тем не менее, настоящий, какой и должен быть – он ровный, детальный, воспроизводит трек именно так, как его задумал композитор (по мнению слушавших музыкантов), ровно и достоверно, без всяких прикрас.

Печатную плату для схемы из трех деталей решил не делать – собрал на макетке (Рисунок 2). 

Первая проба навесным монтажом.
Рисунок 2. Первая проба навесным монтажом.

Интересующиеся могут посмотреть на осциллограммы полного сигнала (Рисунок 3), а также сигналов с ограничением на частотах 1 кГц (Рисунок 4) и 20 кГц (Рисунок 5). Все параметры и осциллограммы сняты на нагрузке, в качестве которой использовался кусок нихромовой спирали сопротивлением 4 Ом.

Полный сигнал.
Рисунок 3. Полный сигнал.
 
Ограничение сигнала на частоте 1 кГц.
Рисунок 4. Ограничение сигнала на частоте 1 кГц.
 
Ограничение сигнала на частоте 20 кГц.
Рисунок 5. Ограничение сигнала на частоте 20 кГц.

Описание схемы

Напряжение питания схемы – ±35 - 45 В. Его можно снизить на 10 В (соответственно, с потерей мощности). Можно увеличить, но мощность при этом не возрастёт, только будет сильнее греться. 

Емкости конденсаторов выпрямителя по 10000 мкФ в каждое плечо на канал вполне достаточно. 

Их желательно зашунтировать плёночными конденсаторами по 0.1 - 0.15 мкФ. 

У меня по 10000 мкФ в плечо на оба канала. Можно разместить прямо на плате вблизи от транзисторов добавочные ёмкости по 2000 - 4000 мкФ на плечо. Но можно вообще на плате ничего не ставить, если провода от выпрямителя не тонкие и не длинные.

Поскольку выходной каскад сделан по схеме с общим стоком и напряжение не усиливает, для достижения декларируемой мощности пришлось применить вольтодобавку в питании операционного усилителя и поставить стабилитроны с максимально возможными для него напряжениями ±18 В.

Все резисторы, кроме истоковых, – по 0.25 - 0.5 Вт (кому как нравится). Истоковые резисторы R7 и R8 5-ваттные по 0.1 Ом (можно 0.2 Ом), а R13 – 2-ваттный. Подстроечный резистор регулировки тока покоя R15 (1 - 2 кОм) желательно выбрать многооборотным.

Номинальное напряжение конденсаторов C1, C3 и C10 – 25 В.

Цепочка D7 - D10 служит для защиты транзисторов.

Выходные транзисторы недорогие – IRFP140 и IRFP9140; менять их на дорогие, специально разработанные для аудио, не вижу смысла, так как на слух даже на хорошей дорогой акустике разницы нет, а на средней бытовой – и подавно. Но если всё же захотите ставить на выход «аудиофильские латералы» 2SK1058 и 2SJ162 (или 2SK1530 и 2SJ201), или что ещё, то цепочка защиты будет не нужна, поскольку она уже встроена в дорогих японцев.

Операционный усилитель я применил неплохой (LM4562), но можно ставить и более дешёвые; например, я пробовал NE5532. Разницы на слух не обнаружено.

Цепочка Цобеля R13 и C6 служит для предотвращения самовозбуждения на ВЧ. Её ставить желательно, но не обязательно, если самовозбуждения нет. А если вдруг усилитель всё же будет самовозбуждаться или вести себя неустойчиво (чего у меня никогда не было, но многое, как известно, зависит от монтажа), то советовал бы для начала заменить истоковые проволочные керамические резисторы R7 и R8 на угольные (например, соединить параллельно 5 одноваттных резисторов МЛТ номиналом по 1 Ом (или по 0.5 Ом). В усилителях с выходным каскадом на полевых транзисторах это часто дает положительный эффект.

Стабилитроны D3 и D4 для нормальной термостабилизации можно укрепить на радиаторе вблизи от транзисторов. (Обратите внимание: отрицательный ТКН имеют только приборы с низким напряжением стабилизации). Для этого удобен теплопроводящий клей, но можно воспользоваться и скобой.

Настройка

Перед включением вывести подстроечный резистор R15 в положение минимального сопротивления. Подать питание и выставить ток покоя примерно 150 мА.

Ток покоя удобно измерять по падению напряжения на 5-ваттном резисторе: на резисторе 0.1 Ом при токе 150 мА должно быть 15 мВ (соответственно, на резисторе 0.2 Ом – 30 мВ).

При использовании на выходе транзисторов 2SK1058 и 2SJ162 и им подобных ток покоя должен быть 210 - 230 мА.

Измерение шума.
Рисунок 6. Измерение шума.

Результаты измерений шума и искажений приведены на Рисунках 6 и 7, соответственно.

Измерение нелинейных искажений.
Рисунок 7. Измерение нелинейных искажений.

Звук вас порадует.
Всё. Приятного прослушивания!

Материалы по теме

  1. Datasheet Texas Instruments LM4562
  2. Datasheet Vishay IRFP140
  3. Datasheet Vishay IRFP9140
  4. Datasheet Vishay BZX55C
78 предложений от 37 поставщиков
Душевая стойка LEMARK Unit LM4562C используется в ванных комнатах. Модель оснащена квадратным верхним душем и прямоугольной лейкой. Керамический картридж обеспечивает плавный...
Maybo
Весь мир
LM4562MAX
Texas Instruments
60 ₽
EIS Components
Весь мир
LM4562MAX/NOPB
Texas Instruments
85 ₽
LM4562NA/NOPB
Texas Instruments
от 986 ₽
Кремний
Россия и страны СНГ
LM4562MA/NOPB
National Semiconductor
по запросу
ТМ Электроникс. Электронные компоненты и приборы. Скидки, кэшбэк и бесплатная доставка
Для комментирования материалов с сайта и получения полного доступа к нашему форуму Вам необходимо зарегистрироваться.
Имя
Фрагменты обсуждения (только последние 20 сообщений):Полный вариант обсуждения »
  • Ну зачем? На столе, без курева и водки.
  • Вот эта схема очень странная мягко говоря, нигде такого не встречалось. Как в ней установится режим ООС по постоянному току если ОС заблокирована через R5 R7 ? Скажите, corbyn50011, источник схемы, где Вы ее взяли? Сопротивление динамика 8ом вместе с R7 образует делитель напряжения ООС уменьшающий действие этой ООС в 36 раз. Одновременно почти заблокировано действие ООС по переменному току. Такая цепь с R7 используется для компенсации сопротивления проводов в усилителях под 150Вт а у Вам тут мелкая микруха. Если она установлена в настольном аппарате то никакая компенсация не требуется. А для проводов длиной в 10-20м такая схема не может быть применена, она слишком маломощная.
  • Вторая схема тоже удивляет @Бешеная ОС Если как на рисунке то с динамика идут 2 разнополярных ОС и их сигнал складывается, по переменке. Будет =0 и тогда схема имеет усиление сложно определяемое в связи с делителями, то есть будет надрываться. По постоянке тоже ноль потеряется. Если отключить динамик от схемы, тогда действие ПОС пропадает, но делитель R6 R7 остается и он шунтирует сигнал ООС через R5, т.о. ООС почти пропала, усилитель взрывается, ШАРАХ! "Клевая схема" Если я не прав тогда слушаем критику. Эти схемы сделаны на основе типовой схемы с добавлением отсебятины и тогда надо объяснить для чего убрали соответствие reference и установили отсебятину. Взбесившаяся ОС это для чего? Чем например плохо собрать по reference схеме?
  • Простите, не знаю насчёт этой LM-ки, но с похожей компоновкой собирал схемы многократно на обычных операционниках и конечно с полевиками на выходе. Результат был всегда один : работает неплохо, но недолго. Постоянно горят транзисторы, независимо от питания, наличия/отсутствия истоковых/стоковых резисторов, типа полевиков и типа ОУ. Тут главное - нестандартное управление выходниками, током питания микросхемы. Повторюсь, я не конкретно про эту схему, но про почти абсолютно подобные, работающие по точно тому же принципу, только на обычном операционнике и полевиках. После долгих изысканий нашёл таки причину (по крайней мере мне так показалось) : в первые доли секунды после подачи питания может возникать кратковременный бросок тока в цепях питания ОУ, что иногда может приводить к одновременному открыванию выходных и к их смерти. Амплитуда и длительность этого "броска" всегда разная, а от чего зависит я так и не понял, но точно знаю что кроме всего прочего она зависит ещё и от параметров каждого конкретного экземпляра ОУ и транзистора и порой приводит к большой величине и длительности сквозного тока и смерти. Для себя решил больше не связываться именно с этой "нестандартной" схемой.
  • Доброго всем времени суток! Со знатоками спорить не решусь, конечно, но одно маленькое замечание имеется. Как раз насчёт Холтона и операционника. Дело было в далёком 1987 году. У меня как раз был Холтон. Работал классно, ничего не скажешь, но хочется же всегда чего то нового, лучшего. Попалась мне тогда на глаза схема усилка А. Мельниченко из "Радио" №12 за 86 год стр.34. Там тоже операционник К574 стоит. В каком он там классе работает не знаю, но схемку я повторил. Там есть конечно куча своих недостатков, но сейчас не об этом. Усилитель тот проработал у меня лет 10 точно, пока не купил себе импортный чудо ресивер. А суть в том, что после сборки и настройки его звук сравнивали именно с Холтоном. И на малой громкости, и на большой, и на разных треках почему-то абсолютно все замечали превосходство усилка Мельниченко над Холтоном, т.е все-все-все. И знакомые радиолюбители, и друзья, и родственники, и два соседа-музыканта, и жена и даже немолодые родители, которые музыку вообще не очень жаловали. Почему так - не знаю, но факт! На всякий случай - мой Холтон был исправен и хорошо настроен, сравнивали вслепую, я переключал выход тумблером и кроме меня никто не знал что звучит в данный момент. Колонки были 25АС-027 с изодинамическими ВЧ головками, источник Олимп-003 (точнее Электроника ТА1-003), записи студийные из США. Короче всё одинаково, только оконечники разные. Как сие объяснить - не знаю, но это факт. В общем извините за лирическое отступление...
  • И кстати усилок из шапки я повторил. Пашет норм со времени предпоследнего поста по теме. И звук очень неплохой. Засунул его в старый ресивер взамен сгоревшего выходника на хитрых полевиках. Теперь звук немного получше, как по мне. LM дорогая, ставил NE5532. Старье конечно, но звук вполне нормальный. Жалоб нет.
  • NE5532 хороший усилитель для бабушкиного телевизора- именно там его ставили и еще в ноутбуках. Ну все знают какой хайфай из ноутбука. Кому то нравится, но дело в том. что это старая схемотехника= 3 каскада у которых невозможна ровная полоса при единичном усилении и соответсвенно искажения специфические. Это как малосольная рыба-маленько с тухлецой должна быть на истинного гурмана.
  • Стесняюсь спросить, а каком именно телевизоре применялась сия микросхема ?
  • "По утверждению Дугласа Селфа[англ.], «вероятно, не существует музыкальной записи, не прошедшей на пути к потребителю через хотя бы сотню 5532»", утверждение, конечно, давнее, но это точно не про бабкин ТВ, а про профессиональный звук.
  • Нечего стесняться. это фигура речи, означающаа древность схемного решения. В те времена не было хороших пнп транзисторов в микросхемах. поэтому схемотехника строилась на нрн транзисторах в обоих плечах выходного каскада. Это сразу уже явная несимметрия, да еще вдобавок переключение полуволн через диод. На малых сигналах искажения типа ступенька, хорошо слышимые, и которые прозвали транзисторным звуком. Недаром в даташите у него вообще не нормируются искажения при малом сигнале. В отличии от современных усилителей, у которых это обязательный параметр.
  • Я собирал себе немного похожий усилитель, только вместо ОУ -лампа 6Н23П-ЕВ и обратной связи нет. Хорошо играет и громкий. Лампа дает не ограниченную раскачку по напряжению так что затворы надо предохранять. Анод питался +180в. Лампа дает ламповый окрас, это было задумано. ООС можно применить а можно и нет или сделать переключатель ООС/без ООС тоже интересно. ООС только по переменному напряжению. Чтобы подстраивать ноль на выходе у меня применен отдельный ОУ интегратор с полосой среза ниже звуковых частот.
  • А схема содержит намного больше 3-х деталей, почему в заголовке темы значится на 3-х деталях? Ерунда какая-то.
  • Сотню? Нет, не может быть. Сигнал пройдя хотябы через 10 штук 5532 слушать уже не возможно, он разваливается от искажений. Так что врёт этот Дуглас Селф.
  • это ничего не значит. Он может быть искаженный. Если записывают хеви металл вот они там тащуца от искажений.
  • Вставлю не свои пять копеек. Вот что пишет [URL="http://www.leoniv.diod.club/projects/audio/pa-9000/pa-9000.html"]здесь[/URL], описывая свою конструкцию усилителя, небезызвестный Л.И. Ридико: "Исходная схема УМЗЧ ВВ обладает достаточными параметрами для того, чтобы усилитель не являлся доминирующим источником нелинейности звуковоспроизводящего тракта во всем диапазоне выходных мощностей. Поэтому дальнейшее улучшение характеристик заметных преимуществ уже не дает. По крайней мере, качество звучания разных фонограмм отличается намного больше, чем качество звучания усилителей. Существуют очевидные на слух различия в таких категориях, как акустические системы, микрофоны, LP звукосниматели, комнаты для прослушивания, студийные помещения, концертные залы и, особенно, конфигурации студий и записывающего оборудования, используемые различными записывающими компаниями. Несмотря на этот факт, любителями Hi-End не прекращаются поиски «правильного» звука, которые затрагивают, в том числе, и УМ. На самом деле УМ является примером очень простого линейного тракта. Современный уровень развития схемотехники позволяет обеспечить для такого устройства достаточно высокие параметры, чтобы вносимые искажения стали незаметными. Поэтому на практике два любых современных, неэксцентрично спроектированных УМ звучат одинаково. Наоборот, если УМ имеет какое-то особенное, специфическое звучание, это говорит лишь об одном: вносимые таким УМ искажения велики и хорошо заметны на слух. Сказанное не значит, что спроектировать высококачественный УМ очень просто. Существует множество тонкостей, как схемотехнического, так и конструктивного плана. Но все эти тонкости давно известны серьезным производителям УМ, и грубых ошибок в конструкциях современных УМ обычно не встречается. Исключение составляют дорогие усилители класса Hi-End, которые зачастую спроектированы очень неграмотно. Даже если вносимые УМ искажения приятны на слух (что утверждают любители ламповых усилителей), это не имеет ничего общего с высокой верностью звуковоспроизведения. К высококачественному УМ, кроме традиционных требований широкополосности и хорошей линейности, предъявляется еще ряд дополнительных требований. Иногда можно слышать, что для домашнего использования достаточна мощность усилителя 20 - 35 Вт. Если речь идет о средней мощности, то такое утверждение справедливо. Но реальный музыкальный сигнал может иметь пиковый уровень мощности, превышающий средний уровень в 10 - 20 раз. Поэтому, чтобы при средней мощности 20 Вт получить неискаженное воспроизведение такого сигнала, необходимо иметь мощность УМ порядка 200 Вт. Акустические системы (АС) представляют собой комплексную нагрузку и имеют очень сложный характер зависимости полного сопротивления от частоты. На некоторых частотах оно может быть меньше номинального значения в 3 - 4 раза. УМ должен иметь возможность работать без искажений на такую низкоомную нагрузку. Например, если номинальное сопротивление акустической системы составляет 4 ома, то УМ должен нормально работать на нагрузку сопротивлением 1 ом. Это требует очень больших выходных токов, что должно учитываться при проектировании УМ."
  • Не этот, а тот самый Дуглас Селф. К его мнению у меня больше доверия, какой вес и каких высот в мире электроники звука достигли вы мне неизвестно.
  • Если сравнить масс габарит симфонического оркестра, находящегося в большом, просторном , специализированном помещении и пару деревянных ящичков с дергающимися бумажками установленных в жилой каморке, то все это конструирование бесполезное дело. Конечно бесконечный бег по кругу то же занятие и развлечение. Но это все таки бег по кругу.
  • Это все от того, что далеко не каждый житель планеты Земля может себе позволить большое, просторное специализированное помещение с симфоническим оркестром внутри. Приходится изощряться с коробками и бумажками в каморках. Так и живем. ))
  • Не поможете найти такую схемку? Такие лампы как раз есть...
  • Лампа это хорошо, а вот ОУ нужно выбросить- все ОУ имеют двухтактный выходной каскад, который и вносит искажения ступеньку. Есть ОУ с выходом класса А- но это раритеты.
Полный вариант обсуждения »