LinTai: качественные китайские корпуса и каркасы

Автоматическое зарядное устройство для свинцовых аккумуляторов

От редакции

Убедительно просим искушенных читателей не заваливать форум возмущенными репликами. Мы заранее согласны с вами в том, что авторское описание схемы остается чудовищным, даже после многочисленных редакторских правок. Ни слова не сказано о параметрах трансформатора и допустимом зарядном токе. А в оригинале нет даже упоминаний о типе аккумуляторов, для которых предназначается зарядное устройство. Немного владеющие английским могут удостовериться в этом сами. Статья опубликована только для того, чтобы донести до начинающих радиолюбителей саму идею схемы, которая показалась редакции заслуживающей определенного внимания.

Сравнительное тестирование аккумуляторов EVE Energy и Samsung типоразмера 18650

Предлагаемый проект автоматического зарядного устройства для свинцовых аккумуляторов основан на схеме, которую можно считать самым простым, из когда-либо сделанных оконных компараторов на одном транзисторе. Зарядка начинается, когда уровень напряжения на аккумуляторе падает ниже заданного значения, и завершается, когда достигнута верхняя граница.

Для установки верхнего и нижнего порогов понадобится внешний регулируемый источник питания и достаточно точный вольтметр. При этом, источник зарядного напряжения +15 В необходимо отсоединить от нормально замкнутых контактов реле (NC), чтобы напряжение не попадало на выводы для подключения аккумулятора. Это позволит точнее настроить пороги. Но с остальной частью схемы источник зарядного напряжения должен оставаться соединенным.

AutoCharger

Вначале на выходе источника питания необходимо выставить 13.3 В – напряжение полностью заряженного аккумулятора, и подключить его к входным контактам схемы.
Движки включенных реостатами потенциометров VR1 и VR2 должны быть установлены в положение максимального сопротивления. Транзистор откроется и будет шунтировать VR1. Затем движок VR1 поворачивают в противоположное крайнее положение, по схеме – в точку соединения с VR2.

Далее на выходе источника устанавливают 11.8 В – напряжение разряженной батареи. С помощью VR2 фиксируют момент, когда транзистор выключается вновь. Напряжение источника опять делают равным 13.3 В, и плавно вращают VR1 до момента открывания транзистора. Теперь, когда пороги выставлены, схему восстанавливают, подключив источник зарядного напряжения к точке NC. Зарядное устройство готово к работе.

Перевод: Mikhail R по заказу РадиоЛоцман

На английском языке: Automatic Battery Charger

Электронные компоненты. Бесплатная доставка по России
Для комментирования материалов с сайта и получения полного доступа к нашему форуму Вам необходимо зарегистрироваться.
Имя
Фрагменты обсуждения:Полный вариант обсуждения »
  • Если назвать "Автомат для простого зарядного устройства", то совесть редакции может быть чиста.
  • Ни при каких условиях не стану применять этот "автомат". Нет ни регулировки, ни контроля тока зарядки.
  • А кто-нибудь догадался, почему рядом с номиналами некоторых резисторов стоит буква V ? 2 IIIII А контроль по напряжению есть. Собственно, это все что есть ;) Ограничение по току определяется нагрузочной способностью трансформатора. Так что, все как у взрослых ;)
  • На автомобиле есть регулировка тока зарядки? :D
  • Так, как При [COLOR="Blue"]нормальной[/COLOR] эксплуатации автомобиля не происходит разрадка аккумулятора ниже 80% ёмкости - применяется зарядка стабильным НАПРЯЖЕНИЕМ. В этом случае нет необходимости регулировки тока.
  • Не лишено недостатков, но имеет право на жизнь.Во многих случаях вполне сгодится.
  • Я бы лучше поставил стабилизатор напряжения и выставил бы значение 13.7В. А дальше аккумулятор работает по принципу сливного бачка: чем ближе к полной зарядке, тем ниже ток. Когда полностью заряжен, он и так отключится, потому что напряжения уравновесятся и ток течь не будет. А если чуточку разрядится, тогда он тут же будет подзаряжаться. Таким образом ни перезаряда не будет, ни разрядки не будет. Понятно, что сильно посаженный аккумулятор таким зарядным лучше не заряжать, но если поставить элементарный ограничитель тока, то можно даже сильно разряженные аккумуляторы заряжать. А вообще в подобных схемах самая большая проблема - это не зарядка, а защита от переполюсовки аккумулятора. Потому что если вдруг случайно подсоединишь его не той стороной, то большой ПЫХ обеспечен. Нужно или предохранитель лепить, и менять его каждый раз при ошибке, либо ставить защиту, можно на том же реле.
  • Вообще то напряжение окончания зарядки аккумулятора выше - 14,5 ± 0.3 вольта (поправка на температуру аккумулятора) за счёт напряжения поляризации электролита и нормальные ЗУ при окончании цикла заряда переходят в режим подзарядки (поддержания этого напряжения) - это ещё небольшой кратковременный запас ёмкости (на этом принципе работают "пускозарядные" устройства). А от переполюсовки защита простая - поставьте ещё одно реле с диодом, параллельно АБ, которое подключит АБ к ЗУ только при правильном подсоединении.
  • Более "навороченый" вариант этого зарядного описывался в " В помощь радиолюбителю" в конце 70-х, начале 80-х... Найду-уточню
  • Что интересно, "ПЫХА" не было... Пару раз путал, хорошо, что вовремя замечал, аккумулятор тупо потихонечку переполюсовывался. Правда, схема со стабилизацией тока, из того же "ПОМОГИ"...
  • У меня друг удобного амперметра лишился, про пару диодов я не говорю.
  • Наверное аккумулятор был слабенький (или старенький). При переполюсовке автомобильного аккумулятора весь ток, который может выдать аккумулятор, пойдёт на короткое замыкание. А если при этом ещё и включено устройство будет, то оно и от себя добавит. При этом сгорит там, где самое тонкое место: либо амперметр, либо обмотка трансформатора, либо соединительные провода. А стабилизировать ток можно по-разному. Есть вариант линейного стабилизатора, но при этом нужны хорошие теплоотводы на регулирующие транзисторы, либо трансформатор со множеством отводков и куча реле (ну или тех же симисторов). И есть вариант импульсного стабилизатора. При этом и габариты будут маленькие и теплоотводы не нужны (разве что совсем небольшие). Схема импульсного, понятно, будет очень сложная. Но! Есть блоки питания компьютерные, из которых можно сделать превосходное импульсное зарядное устройство. Там меняется по 12 вольтам транзистор (ставится из цепи по 5 вольтам) и немного меняется схема для поднятия напряжения с 12 вольт до 13-15. На многих моделях достаточно один резистор добавить (или заменить). А если делать серьёзное зарядное, тогда уже можно примудрить регулятор тока (правда вопрос обсуждения такого зарядного уже выходит за рамки поднятой темы).
  • В моем зарядном ток стабилизируется конденсаторами в первичке, так что К.З. там не бывает, ему страшнее включение без нагрузки... Вернее, ток к.з. не превышает установленый на 1-2А.
  • Для простейшей зарядки самый простой способ регулировать (не стабилизировать) ток - подключить трансформатор через розетку с димером и отключать по заданному напряжению (можно не отключать, а переводить в режим подзаряда, а если отключать, то лучше по первичке - чего зря транс гонять)
  • Ну, раз пошла такая пьянка, то в качестве простейшего стабилизатора можно использовать вообще лампочку накаливания (включить последовательно с заряжаемым аккумулятором). Только нужно подобрать соответствующую для заданного тока. Она будет работать в качестве бареттера. Кстати, для заданной схемы очень неплохой вариант. Во-первых: будет стабилизация тока, а во-вторых - будет отключаться при достижении заданного напряжения зарядки. Да и совершенно нестрашна будет переполюсовка или КЗ. При КЗ будет просто светиться лампочка, обеспечивая заданный ток, а при переполюсовке она будет светиться в два раза ярче, чем при КЗ. Так что, предлагаю всего навсего добавить в приведенную в обсуждаемую схему лампочку. При этом исчезает сразу масса недостатков первоначальной схемы.
Полный вариант обсуждения »