А.Н. Маньковский
Радиоаматор, 6, 2006
В статье описано простое зарядное устройство (ЗУ) со стабильным током заряда. Принципиальная электрическая схема такого ЗУ показана на рис.1.
Напряжение на вторичной обмотке трансформатора Т1 должно быть около 36 В, если первичная обмотка включена непосредственно в сеть 220 В (без конденсаторов). Вольтметр P1 рассчитан на напряжение до 20...30 В, амперметр P2 – на ток до 6...10 А. Конденсаторы C1–C5 – на напряжение 400...600 В. Если в наличии нет конденсаторов на такое напряжение, то можно включить несколько конденсаторов последовательно. Например, если включить последовательно два конденсатора емкостью 10 мкФ х 250 В, то получим конденсатор емкостью 5 мкФ с допустимым напряжением 500 В. Если включить еще одну такую же цепочку параллельно, получим конденсатор емкостью 10 мкФх500 В.
Если включен один переключатель SA1, ток заряда приблизительно 0,2 А (автомобильный аккумулятор 12 В/55 Ач). Если включены все переключатели, ток зарядки равен примерно 5 А. За счет применения гасящих конденсаторов ток зарядки стабилен. Данным ЗУ автор заряжает и 12-вольтовые автомобильные аккумуляторы, и 12- или 6-вольтовые мотоциклетные, и аккумуляторы “коногонки” (шахтный светильник), даже заряжал каждый 1,5-вольтовый аккумулятор “коногонки” в отдельности. Нужный ток зарядки выбирают посредством включения определенного количества переключателей SA1–SA5.
Внимание! Данное ЗУ нельзя включать без нагрузки. Применяя автоматические зарядные устройства (АЗУ) с возможностью тренировки и восстановления аккумуляторных батарей, автор рекомендует подходить к каждому аккумулятору индивидуально. Следует учитывать, что если напряжение полностью заряженного аккумулятора составляет 13,5 В, то при включении ЗУ (рис.1) с зарядным током 3,2 А вольтметр P1 показывает напряжение 15 В.
Принципиальная электрическая схема АЗУ с возможностью тренировки аккумуляторных батарей без такого вредного явления, как “триггерный эффект”, показана на рис.2. (“Триггерный эффект” заключается в том, что на пороге срабатывания компаратора исполнительное реле может включиться, сразу же выключиться, опять включиться и т.д., что может продолжаться довольно длительное время.)
...
Для автомобиля "Москвич-2140" автор изготовил пусковое устройство с силовым трансформатором, собранным из двух трансформаторов от черно-белого лампового телевизора ТС-180. Первичные обмотки, как и положено, включены параллельно, а вот вторичные – последовательно (каждая обмотка выдает на "холостом ходу" около 8 В). Для вторичной обмотки применен провод диаметром 1,5 мм. В выпрямительном мосту автор применил по два диода КД203, включенные параллельно. Все диоды установлены на радиаторы. Такое пусковое устройство совместно с аккумулятором позволяет завести автомобиль в любые морозы. Предварительно аккумулятор подзаряжают 5 мин, подключив его к пусковому устройству.
Для грузового автомобиля ЗИЛ-130 (напряжение бортовой сети 24 В) силовой трансформатор автор изготовил из трансформатора от лампово-полупроводникового телевизора УЛПЦТ(И) ТС-270. Напряжение "холостого хода" его вторичной обмотки должно быть около 30 В. Данное пусковое устройство совместно с аккумулятором также позволяет легко завести автомобиль.
Читать статью в полном обьеме (pdf)
Принципиальная электрическая схема ЗУ
Принципиальная электрическая схема АЗУ