Реле Tianbo - ресурс 10 млн переключений
РадиоЛоцман - Все об электронике

Устройство и схемотехника спутникового приемного комплекта. Часть 7 - Программное обеспечение

Глава 1 из книги C. Л. Корякина-Черняка «Справочник по ремонту и настройке спутникового оборудования»

Окончание

Начало читайте здесь:

Технология правильного хранения аккумуляторов и батареек по рекомендациям FANSO и EVE Energy

Часть 1. Общая структурная схема комплекта. Отражатели антенн для спутникового телеприема
Часть 2. СВЧ тракт спутниковой антенны. Облучатель
Часть 3. Поляризатор и деполяризатор
Часть 4. Конвертер

Часть 5. Подвески спутниковых антенн. Кабель для спутникового телевидения
Часть 6. Устройство и схемотехника спутниковых ресиверов

Заказать книгу можно в интернет-магазине издательства

1.10. Программное обеспечение для спутниковых ресиверов

Использование специализированного мультимедийного процессора

Как говорилось выше, современный спутниковый ресивер построен на основе специализированного мультимедийного процессора. Именно этот процессор производит:

  • восстановление сжатой информации;
  • преобразование информации в «понятную» для телевизора форму;
  • управление индикаторами и другими узлами ресивера.
  Примечание.

Для работы процессора необходима программа: без программы процессор является лишь красивой микросхемой.

Программы

Программа для процессора – это беспорядочный, на первый взгляд, набор цифр. Во времена первых компьютеров программисты изнуряли себя изучением машинных кодов, состоящих из цифр.

Сейчас программисты используют более удобные инструменты для написания и отладки программ. Программа представляет собой текст на каком-либо языке программирования.

  Примечание.

При написании программ для ресиверов чаще всего используют такие языки программирования как Ассемблер и Си.

Главным отличием этих языков от машинного кода является их удобочитаемость. Т. е. программу на таком языке человеку проще писать, читать и изменять.

Написав программу, программист преобразует написанную программу в машинные коды, которые «понимает» центральный процессор ресивера. Но машинные коды сложно модифицировать. Ко всему прочему, компании-производители процессоров имеют соответствующие договоренности с компаниями-производителями ресиверов о нераспространении какой-либо информации о своих изделиях.

  Примечание.

Несложно догадаться, что тот, кто имеет доступ к исходным текстам программ, может самостоятельно их изменять.

Если это так, то он может перепродать результаты своей работы иным компаниям, которые могут наладить производство аналогичных ресиверов. Это, в свою очередь, обернется финансовым крахом для первой компании. Логично предположить, что тексты программ, как и сами программисты, весьма неплохо охраняются.

Поэтому не стоит удивляться тому, что большинство таких программистов проживает и работает далеко за пределами страны, в которой производятся ресиверы.

Для дополнительной защиты от модификации программ многие производители шифруют «прошивку». Загруженную в ресивер зашифрованную прошивку восстанавливает программа-загрузчик, в результате чего происходит распаковка прошивки и ее сохранение во Flash-память ресивера.

Но прошивка – не монолитная программа, она имеет как минимум несколько модулей, каждый из которых может быть закодирован с использованием различных методов (рис. 1.59).

Структура программного обеспечения цифрового спутникового ресивера
Рис. 1.59. Структура программного обеспечения цифрового спутникового ресивера

В прошивке имеются следующие области:

  • «boot» – загрузчик;
  • основной программный модуль (который также состоит из нескольких частей);
  • данные о настройках ресивера;
  • списки каналов;
  • «backup» – восстановление списка каналов. Своеобразная архивная копия. (Имеется не во всех ресиверах);
  • сообщения на нескольких языках (Имеется не во всех ресиверах).

Раздел «основной программный модуль» состоит, как минимум, из четырех частей:

  • ядро операционной системы (практически все современные ресиверы работают под управлением специализированных ОС);
  • драйвера устройств, входящих в состав ресивера;
  • графическая оболочка – интерфейс взаимодействия с конечным пользователем;
  • непосредственно сама программа управления ресивером.

«BOOT» – загрузчик, отвечает за первичный запуск (инициализацию) ресивера при подаче питания. Именно он опрашивает порт «RS-232» и при наличии подключенного к ресиверу компьютера производит загрузку необходимых данных: «прошивки», списка каналов и другое. Чаще всего во время запуска загрузчика на индикаторе ресивера отображается соответствующее сообщение. Например, «boot», «Booting», «Load».

«Backup» – архивная копия всех настроек ресивера, а также списка каналов. В некоторых ресиверах имеется соответствующее меню, выбрав которое можно сохранить текущее состояние всех настроек и каналов в энергонезависимую память ресивера, и в необходимом случае (например, после неудачного обновления) восстановить все данные.

  Примечание.

Очень удобная функция! К сожалению, не все компании-производители так заботятся о своих клиентах.

«Сообщение на нескольких языках». В ресивере хранятся сообщения на нескольких языках. При первичной настройке ресивера, а также при выборе соответствующего меню, пользователь может выбрать необходимый язык сообщений и звуковую дорожку на нужном ему языке (конечно же, при наличии вещания на выбранном языке).

«Ядро операционной системы» – набор базовых подпрограмм, позволяющих процессору ресивера работать с памятью, и выполнять необходимые вычисления. Именно ядро выделяет каждому из вышеперечисленных модулей память и часть процессорного времени. И именно оно организует работу с данными во внешней памяти: Flash и других типах памяти.

«Графический интерфейс» – это совокупность различных методов отображения необходимой информации в символьном и графическом виде на экране телевизора. Если первые аналоговые ресиверы настраивались многочисленными ручками и переключателями, то сейчас все необходимые настройки ресивера выполняются несколькими щелчками кнопок пульта дистанционного управления.

Но необходимо обозначить небольшой нюанс: графический интерфейс (часто говорят «графическая оболочка») может отличаться в разных моделях ресиверов, а может быть одинаковый. Все зависит от желания разработчика. Поэтому вполне может быть, что ядро ОС и другие компоненты программы одинаковы, но графическая оболочка иная. Особенно часто можно встретить такие отличия в ресиверах неизвестного происхождения. Часто изменяется интерфейс в ресиверах «Globo». Возможно, это связано с тем, что есть несколько групп программистов, пишущих ПО под одну платформу ресиверов, и тем, что у них есть исходные тексты программ модуля графической оболочки, но нет исходных текстов для ядра ОС и драйверов.

«Драйвера устройств» – специальные программы, позволяющие автоматизировать работу программиста. Например, для того, чтобы отобразить на индикаторе номер канала, необходимо управлять отдельными выводами процессора, подключенных к индикатору. При наличии драйвера программист лишь указывает данные, которые необходимо отобразить на индикаторе, не задумываясь при этом о состоянии каждого вывода процессора и схеме узлов ресивера.

«Программа ресивера» – набор команд, который «оживляет» электронные компоненты ресивера. Чем сложнее ресивер, тем сложнее и объемнее программ для управления им. Программа состоит нескольких модулей: модуль формирования фонового изображения, модуль построения изображения из полученных данных, модуль опроса ИК-приемника, модуль управления индикатором, модуль работы с САМ модулем и смарт-картой... Таких модулей в программе может быть очень много.

  Примечание.

В некоторых сериях цифровых спутниковых ресиверов могут быть отличия от указанной выше архитектуры, но общие идеи построения устройства остаются аналогичными.


Из книги C. Л. Корякина-Черняка «Справочник по ремонту и настройке спутникового оборудования»

Электронные компоненты. Бесплатная доставка по России
Для комментирования материалов с сайта и получения полного доступа к нашему форуму Вам необходимо зарегистрироваться.
Имя